XLVIII Международная филологическая научная конференция

Оскорбление как источник информации о коммуникантах

Евгения Владимировна Щенникова
Докладчик
ГБУ г. Москвы Московский Исследовательский Центр

198
2019-03-20
16:40 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Оскорбление, негативная оценка, метафора, этноним, русский язык.

Тезисы

Настоящая работа базируется на положении, согласно которому, несмотря на кажущиеся различия, коммуникативные акты оскорбления строятся по единой модели, а образующие их лексические единицы объединяет интегральный содержательный признак.
Опыт экспертного исследования текстов, различных по объему и жанровой природе, свидетельствует: высказывания, которые реализуют коммуникативное намерение оскорбить, как правило, передают информацию о том, что именуемое лицо в своих проявлениях, в частности в поступках, взглядах, внешнем виде, отклонилось от нормы (ватник, жлоб, майдаун, уродка). Цель подобных высказываний — ухудшить эмоциональное состояние собеседника [Плотникова, с. 103]. Негативная оценка может составлять основной смысл употребляемых единиц или формировать их коннотационал; она дается сквозь призму ценностей говорящего, зависит от непосредственной ситуации общения и историко-культурного контекста. Так, нейтрально оценочное, согласно лексикографическим толкованиям, слово сепаратист в обстановке геополитической напряженности частотно выступает в качестве имени врага; насилие, предполагаемое отдельными профессиями, высвечивается как антисоциальный вид деятельности при переносном употреблении соответствующих наименований — живодер, палач [Цена слова, с. 335].
Практика показывает, что даже в рамках межличностного конфликта в ряду оскорбительных обозначений могут фигурировать этнонимы; см., например, обвинение в мошенничестве, сформулированное следующим образом: Чичиков в еврейской оболочке. Акцентуация подобной информации в оскорблении может свидетельствовать об интолерантном отношении говорящего к упоминаемой им группе.
В заключение отметим, что констатация отклонения от нормы с целью оскорбить собеседника нередко сопровождается его маркированным статусным понижением. Желаемый результат достигается за счет отрицания человеческой сущности именуемого лица (недочеловек), его метафорического уподобления существам, в первую очередь паразитам и вредителям (гнида, колорад, скот), неодушевленным предметам (биомусор, чурбан), частям: кусок (кого-, чего-л.). Последний прием условно назовем фрагментацией.
Тем самым, оскорбительные номинации несут в себе информацию о коммуникантах, в частности, могут одновременно индивидуализировать именуемое лицо (собеседника) и характеризовать систему ценностей говорящего.
 Литература:
1. Плотникова А. М. Конфликтная коммуникация в аспекте судебной лингвистики; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург; М.: ТХТ, 2018.
2. Цена слова: из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации / Под ред. М. В. Горбаневского. 3-е изд., испр. и доп. М.: Галерия, 2002.