О процессах формирования значения словесного образа в художественной речи
Наталья Владимировна Халикова
Докладчик
профессор
Московский государственный областной университет
Московский государственный областной университет
195
2019-03-19
15:35 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Образность, словесный
образ, семантика поэтического слова.
Тезисы
Образные единицы неоднородны.
Парадигматика художественного текста оперирует разными «содержательными формами
слова» (по В. В. Колесову): и словесными образами, формой выражения которых
являются назывные конструкции (дорога,
каменный дом, старый город), и художественными образами, формой выражения
которых можно назвать устойчивые «коммуникативные фрагменты» (термин
Б. М. Гаспарова) художественной коммуникации (образ дороги / комнаты / города). Символы и художественные концепты
относятся к единицам с иным сигнификатом. Интересно, что художественный тип
мышления неравномерно формирует семантику однотипных единиц традиционных для
языка художественной литературы ЛСП: зоонимов, фитонимов, космонимов,
хрононимов, орнитонимов и т. д.
Среди них выделяются образы
с идентифицирующими значениями (понятия), например, в поэзии гриб, сазан; образы традиционные, но
нераспространенные (ромашка, карась,
снегирь); образы-символы (жизнь —
охота, свет/тьма, дорога; дом — корабль, ворон — мудрость) и художественные
концепты (дом — ′бездомье′, жизнь — ′пространство′).
Словесный образ как
традиционная единица языка художественной литературы (как инвариант) — всегда
определенная речевая форма, воспроизводимость которой обусловлена его
устойчивой семантикой, складывающейся в нескольких последовательных процессах.
Сформированный словесный
образ стремится стать аналогом полисеманта в естественном языке, имеет прямые и
мотивированные непрямые значения. На первом этапе формирования понятия
происходит отбор и перекомпоновка сем словарного значения для формирования
семантической структуры единицы ЯХЛ или идиолекта (к примеру, ромашка как поэтоним не включает сему
′целебные свойства′). На втором этапе перцептивной обработки создается «имя
образа»: картинки, включаются семы цвета, запаха, осязания, формы и др. На
третьем этапе формирования образного значения поэтонима участвует когнитивная
метафора, или образная парадигма, позволяющая создать образ-допущение, образ-гипотезу
(Г. Шпет, Р. Барт, А. Бергсон). На этой стадии возникает
поэтическая фразеология, «поэтическое сращение» — море сирени, цветочные разливы, а образ становится полисемантом. В
определенный исторический период может произойти концептуализация образного
значения, формирование дополнительных абстрактных, символических вариантов, и
словесный образ становится облигаторным компонентом какого-либо из классов
художественных образов: ментального, пейзажа, портрета, интерьера.