XLVIII Международная филологическая научная конференция

Актуализация концепта BEING AMERICAN в общественно-политическом дискурсе США и концепта БИТИ СРБИН в сербском общественно-политическом дискурсе

Александра Ивановна Прийма
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

211
2019-03-23
12:00 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

Стереотип, ценности, психолингвистический эксперимент, общественно-политический дискурc, самоидентификация.

Тезисы

С помощью психолингвистического эксперимента были получены данные об объеме и содержании комплексной ценности BEING AMERICAN у представителей американского социума и БИТИ СРБИН у представителей сербского социума. Комплексная ценность понимается как сложная структура, объединяющая ценности более простого порядка.
Разнообразные по семантике ответы американских и сербских участников эксперимента можно разделить на тематические группы.
Так, комплексная ценность БЫТЬ АМЕРИКАНЦЕМ у американских респондентов преимущественно ассоциируется со следующим:
1) 31%: Свобода и всевозможные аспекты свободы;
2) 26%: Успех и материальные блага;
3) 17%: Характер, натура американцев;
4) 16%: Страна, в которой я живу.
В состав комплексной ценности БЫТЬ СЕРБОМ входят следующие тематические группы ответов сербских участников эксперимента:
1) 31%: Характер, натура сербов;
2) 23%: Знаковые фигуры сербской истории и культуры;
3) 20%: Православие, вера;
4) 
9%: Традиции.
Понимание сербами национального сербского является очень контрастным по отношению к американцам и их понимаю национального американского. В реакциях сербов отсутствует материалистская составляющая, в то время как в ответах американцах она представлена довольно широко. Сербы в своем понимании ценностного концепта БИТИ СРБИН отталкиваются прежде всего от сербской истории, культуры, веры и традиций. Американцы в ценностный концепт BEING AMERICAN преимущественно вкладывают представления о современной жизни в своем государстве, успешности и свободе.
Выявленные стереотипы могут оказывать значительное влияние на процессы вербальной коммуникации членов общества обеих лингвокультур. Дискурсивный анализ ряда соответствующих по тематике форумов и комментариев к интернет-статьям позволяет убедиться в этом. В ходе анализа, было установлено, что и американцы, и сербы в дискуссиях, в первую очередь, апеллируют к тем составляющим ценностного концепта БЫТЬ АМЕРИКАНЦЕМ/БЫТЬ СЕРБОМ, которые, в ходе психолингвистического эксперимента, наиболее часто выделялись участниками.