Героиня и счет(ы): новая женщина как прерывание фотогении (российское кино 1910-х и 1920-х гг.)
Иннокентий Яковлевич Урупин
Докладчик
научный сотрудник
Констанцский университет
Констанцский университет
Кинозал
2019-03-21
10:40 -
11:10
Ключевые слова, аннотация
Женщина как агент денег и чисел в раннем кино, семиотизация как «эмансипация».
Тезисы
Аналитической предпосылкой доклада является ‚фотоцентричный’ взгляд на дозвуковой фильм, семантические операции в котором рассматриваются как эффекты динамического семиозиса, неспособного интегрировать понимаемую как асемиотичную фотогению. В таком контексте моменты присутствия кода, фундированного за пределами фильма, оказываются вторжением автономных по отношению к фильму (к его сюжету и характерам) семиотик и одновременно потенциальными симптомами автономии агенток/агентов этих семиотик внутри фильма. К формам трансцендирующих движущуюся фотографию сигнификаций относятся внутрифильмовые (в отличие от интертитров) письмо и печать (включающая в себя в том числе денежные знаки; и операции со счетом, к которым, помимо цифр, могут отсылать, например, костяшки счетов или пальцы). Близость к деньгам и счету на фоне медиальной «бедности» фильма (Ю. Тынянов) и послужит тем контекстом, в котором доклад обратится к женским фигурам в раннем кино, исходя из гипотезы, что, совершая в фильме счетные процедуры, героиня структурно освобождается от фильма; сам фильм при этом парадоксально указывает на семиотическое абстрагирование как на проект освобождения в мире, максимально проявляемый именно по отношению к женской исходной ‚несвободе'.
Такая логика позволяет обнаружить и/или уточнить версии генерирования культурой освобожденной «новой женщины», отвлекаясь как от дискуссий, манифестов, политических решений или социальных практик до и после 1917 г., так и от прямого увязывания фильма с историческими рядами. Ключевые для нас семантические конфигурации скорее находятся в сцепке с исторической динамикой дозвукового фильма как медиальной формы, предопределяющей персонажные схемы, через которые женщина становится агенткой денег и чисел (а значит, проходит ‚семиотическую' эмансипацию). Сюда попадают, например, миллионерша-фабрикантша, лоточница, сельская учительница. Материалом для подробного рассмотрения отношений между фотогенией и знаками счета в докладе послужат отдельные женские персонажи фильмов Е. Бауэра, Я. Протазанова, Ю. Желябужского, Г. Козинцева / Л. Трауберга, О. Преображенской, монтажных работ Э. Шуб.
Такая логика позволяет обнаружить и/или уточнить версии генерирования культурой освобожденной «новой женщины», отвлекаясь как от дискуссий, манифестов, политических решений или социальных практик до и после 1917 г., так и от прямого увязывания фильма с историческими рядами. Ключевые для нас семантические конфигурации скорее находятся в сцепке с исторической динамикой дозвукового фильма как медиальной формы, предопределяющей персонажные схемы, через которые женщина становится агенткой денег и чисел (а значит, проходит ‚семиотическую' эмансипацию). Сюда попадают, например, миллионерша-фабрикантша, лоточница, сельская учительница. Материалом для подробного рассмотрения отношений между фотогенией и знаками счета в докладе послужат отдельные женские персонажи фильмов Е. Бауэра, Я. Протазанова, Ю. Желябужского, Г. Козинцева / Л. Трауберга, О. Преображенской, монтажных работ Э. Шуб.