Косвенные оценочные высказывания в британском спортивном дискурсе: критерии определения и классификации
Ксения Владимировна Пантеева
Докладчик
преподаватель
Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина
Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина
215-А
2019-03-21
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Оценочность, непрямая оценка, косвенные оценочные высказывания, спортивный дискурс.
Тезисы
В рамках нашего исследования были выработаны критерии для определения косвенных оценочных высказываний и их классификации. Актуальность данной работы обусловлена тем, что понятие оценки — важный фактор в анализе взаимодействия человека и действительности. Несмотря на большое количество работ, посвященных категории оценочности, существует ряд спорных вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения. Так, основание для выделения косвенных оценочных высказываний и критерии выделения типов непрямой оценки — лишь некоторые из них. Поскольку непрямая оценка выражена имплицитно, процесс ее идентификации и анализа довольно сложен. Цель данной работы — выработать критерии выделения и классификации косвенных оценочных высказываний. Материалом для нашего исследования послужили расшифровки видеозаписей соревнований по фигурному катанию с комментариями британских тележурналистов в период с 2008 по 2019 г. Проанализировав основные компоненты оценки, описанные в работах Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюновой, Дж. Мартина и П. Уайта, мы пришли к выводу, что основанием для идентификации высказывания как оценочного может послужить наличие всех обязательных элементов структуры оценки. Для вычленения всех компонентов оценочного высказывания необходимо ответить на ряд вопросов: 1. Возможно ли определить субъект и объект оценки? 2. Что именно и на каком основании оценивается в высказывании? 3. Соотносится ли высказывание с категориями «хорошо» и «плохо»? 4. Содержит ли высказывание авторскую эмоциональную реакцию на что-либо? Если на все вопросы дан положительный ответ, высказывание считается оценочным. В свою очередь, более детальные ответы на поставленные вопросы позволяют исследователю делить косвенные оценочные высказывания на типы и подтипы.