Современный британский роман о протестантской Реформации и традиционная британская национальная идентичность
Джон Тейлор
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-23
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Литературный герой, роман, современная литература Великобритании, Реформация.
Тезисы
В Британии представления о герое
начали меняться во второй половине XIX в. До этого предполагалось, что
британский герой должен жертвовать личными интересами в угоду всеобщему благу.
Героем, как правило, был джентльмен. К концу XX в. британское
общество начало признавать право личности на эгоистические поступки, даже если они могут нанести вред обществу. В литературе появились алчные и эгоистичные антигерои.
В XIX в.
переход к ним был намечен Карлейлем и Теккереем. В ХХ в. переходным мужским
образом стал Джеймс Бонд, еще джентльмен, еще преданный стране, но тщеславный и
неразборчивый в средствах. Параллельно в литературе менялись и роли женских персонажей. В этом отношении
важную роль сыграла Дж. Элиот. В дальнейшем героини превратились в циничных очевидцев
мужской порочности. В литературе этот сдвиг нашел
четкое отражение в современных британских романах о протестантской Реформации XVI в. Реформация повлияла
на британские представления о герое, поскольку английская национальная
идентичность, а впоследствии и британская, складывались на основе
протестантизма. Британская национальная идентичность вобрала в себя те понятия
о политической свободе и личной добропорядочности, которые стали стандартными
для британской культуры. Когда в конце ХХ в. британские представления о
национальной идентичности начали меняться, а эгоистические поступки оказались
возведенными в норму, произошло изменение и в представлении о герое, а также
изменилось восприятие самой породившей его протестантской Реформации.
В докладе предлагается анализ
романа Х. Мэнтел «Волчий зал» (2009) и
четырех исторических детективов К. Дж.
Сэнсома — «Горбун лорда Кромвеля» («Dissolution» (2003)), «Темный огонь» («Dark Fire»
(2004)), «Соверен» («Sovereign»
(2006)) и «Седьмая чаша» («Revelation»
(2008)). Во всех
этих книгах, посвященных Реформации,
особое место уделяется ролям, сыгранным в ней Генрихом VIII и
его секретарем Т. Кромвелем, лордом хранителем Малой печати. Мы также коснемся
романа Ф. Грегори «Еще одна из рода Болейн» («The Other
Boleyn Girl»
(2001)), также очень успешного, но уступающего в исторической достоверности
произведениям Мэнтел и Сэнсома. Главные герои этих произведений представлены лишенными джентльменских качеств эгоистами, а Британия изображается как страна,
в которой главная, ведущая роль принадлежит женщинам, вынужденным лавировать
между алчными, фанатичными, распутными мужчинами. Прежняя национальная идентичность, основанная на протестантизме,
имела свои недостатки. Она была расистской, отводила второстепенные, вспомогательные
роли женщинам. Она была, по крайней мере, изначально, враждебной к иудеям, католикам,
даже к протестантам иного толка. Но при всех своих недостатках она сделала
Британию великой.