XLVIII Международная филологическая научная конференция

Христианские героини: женские образы в англо-латинской гимнографии

Мария Равильевна Ненарокова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

191
2019-03-18
11:50 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Англо-латинская гимнография, героиня, типы святых, святые девы, святые королевы, святые миссионеры, местночтимые святые, общецерковно почитаемые святые.

Тезисы

Для христиан-англосаксов героями становятся святые, «воины Христовы». Среди примерно пятисот святых, канонизированных в раннесредневековой Англии, прославлены и женщины. Известны песнопения и службы, посвященные шестнадцати святым женского пола. Часть этих святых была известна достаточно широко, как, например, св.Милдред (694–716 или 733), мощи которой вскоре после ее смерти были перенесены в Кентербери, и потому о ней слышал любой паломник, который приходил в этот город. В случае св. Милдред можно говорить об общецерковном почитании, иными словами о всенародной известности христианской героини. Почитание других святых связывалось с отдельным монастырем, как это случилось со св. Эдит из Поулсворта (Х в.), первой настоятельницей этого монастыря. Подвиги христианских героинь распределяются по следующим типам святости: святые девы и жены — монахини, позже настоятельницы, а также основательницы монастырей; святые королевы, заканчивавшие свою жизнь в монастыре, но большую часть жизни проведшие в миру; святые монахини-миссионеры, чья жизнь проходила вне Англии. Большинство святых относятся к исповедницам: после полной трудов и духовных подвигов жизни они удостоились мирной кончины. Тем не менее, в песнопениях, посвященных им, они иногда изображаются как воины. Такова, например, св. Этельреда (636–679), королева-монахиня, которая противостоит миру, держа «небесный щит».  Св. Вульфильда (ум. 990) называется «победительницей», так как она одержала победу над соблазнами мира. Святые жены и девы совершают духовные подвиги, однако «небесное воинство» напоминает англосаксонскую дружину: «воины Христовы» вне зависимости от пола связаны со своим Вождем «крепким договором» служения. При том, что жизнь святых была богата и делами милосердия, и чудесами, каждое песнопение содержит упоминание о каком-либо одном эпизоде, который становится своеобразной «визитной карточкой» святой. Так, главной заслугой св. королевы Батильды (626–680), согласно песнопению о ней, становится обращение ее мужа, франкского короля, в христианство (исторически это Хлодвиг II). Если св. Батильда была миссионером в своей собственной семье, то св. Вальбурга (ум. 776/9), племянница, св. Винфрида-Бонифация, апостола Германии, отправилась проповедовать христианство в континентальную Европу вместе со своими братьями, движимая «золотым блеском небесной любви». Святые англосаксонки, как и все святые, вели духовную брань против невидимого врага, но у них был еще один противник — их женское естество, которое нужно было победить, идя путем молитвы и умерщвления плоти. Подвиг победы над своей женской природой прославил св.мученицу Оситу (ум. 700), о которой в гимне, посвященном ей, так и говорится: «в то время как свой пол превзошла, мученичество приняла».