Христианские героини: женские образы в англо-латинской гимнографии
Мария Равильевна Ненарокова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
191
2019-03-18
11:50 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Англо-латинская
гимнография, героиня, типы святых, святые девы, святые королевы, святые
миссионеры, местночтимые святые, общецерковно почитаемые святые.
Тезисы
Для христиан-англосаксов героями становятся святые, «воины Христовы».
Среди примерно пятисот святых, канонизированных в раннесредневековой Англии,
прославлены и женщины. Известны
песнопения и службы, посвященные шестнадцати святым женского пола. Часть этих
святых была известна достаточно широко, как, например, св.Милдред (694–716 или
733), мощи которой вскоре после ее смерти были перенесены в Кентербери, и
потому о ней слышал любой паломник, который приходил в этот город. В случае
св. Милдред можно говорить об
общецерковном почитании, иными словами о всенародной известности христианской
героини. Почитание других святых
связывалось с отдельным монастырем, как это случилось со св. Эдит из Поулсворта
(Х в.), первой настоятельницей этого монастыря. Подвиги христианских героинь распределяются по следующим типам святости:
святые девы и жены — монахини, позже настоятельницы, а также основательницы
монастырей; святые королевы, заканчивавшие свою жизнь в монастыре, но большую часть жизни проведшие в
миру; святые монахини-миссионеры, чья жизнь проходила вне Англии. Большинство святых относятся к исповедницам:
после полной трудов и духовных подвигов жизни они удостоились мирной кончины.
Тем не менее, в песнопениях, посвященных им, они иногда изображаются как
воины. Такова, например, св. Этельреда
(636–679), королева-монахиня, которая противостоит миру, держа «небесный
щит». Св. Вульфильда (ум. 990) называется
«победительницей», так как она одержала победу над соблазнами мира. Святые жены
и девы совершают духовные подвиги, однако «небесное воинство» напоминает
англосаксонскую дружину: «воины Христовы» вне зависимости от пола связаны со
своим Вождем «крепким договором» служения. При том, что жизнь святых была богата и делами милосердия, и чудесами,
каждое песнопение содержит упоминание о каком-либо одном эпизоде, который
становится своеобразной «визитной карточкой» святой. Так, главной заслугой
св. королевы Батильды (626–680), согласно песнопению о ней, становится обращение
ее мужа, франкского короля, в христианство (исторически это Хлодвиг II). Если св. Батильда
была миссионером в своей собственной семье, то св. Вальбурга (ум. 776/9),
племянница, св. Винфрида-Бонифация, апостола Германии, отправилась проповедовать
христианство в континентальную Европу вместе со своими братьями, движимая
«золотым блеском небесной любви». Святые англосаксонки, как и все святые, вели
духовную брань против невидимого врага, но у них был еще один противник — их
женское естество, которое нужно было победить, идя путем молитвы и умерщвления
плоти. Подвиг победы над своей женской
природой прославил св.мученицу Оситу (ум. 700), о которой в гимне, посвященном
ей, так и говорится: «в то время как свой пол превзошла, мученичество приняла».