Малая проза Х. Х. Мильяса в контексте концептов теоретиков постмодернизма М. Фуко и Ж. Бодрийяра
Лариса Георгиевна Хорева
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
201
2019-03-23
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Хуан Хосе Мильяс, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, постмодернизм, анекдот, новелла.
Тезисы
Творчество
Мильяса испанскими критиками и историками литературы воспринимается как
иллюстрация теорий постмодернизма. Соответствует ли это действительности,
попробуем разобраться, рассмотрев прозу Хуана Хосе Мильяса сквозь
призму теорий М. Фуко и Ж. Бодрийяра.
Эпоха
постмодерна выносит вотум недоверия универсальным истинам и знаниям,
соответственно полностью дискредитирует метанаррации как единственно возможный
способ высказывания. М. Фуко и Ж. Бодрийяр рассматривают в качестве
основного события уникальность индивидуального опыта, что приводит к
необходимости утвердить равноправие повествований в рамках одного дискурса.
Время одной-единственной великой истории кануло в лету, на смену этой парадигмы
пришла другая, расщепляющая одну историю на ряд мелких эпизодов, каждый из
которых обладает законченным сюжетом, своим героем и своей завершенностью.
Творчество постмодерниста теперь не детерминировано
общими критериями оценки, событием может стать любое явление, в том числе и
несвершившееся. Писателю уже не нужен вещный мир как таковой. Он заменяет целый
мир его изображением и собственной субъективностью, сквозь призму которого это
изображение получает свою интерпретацию.
Рассуждая
о событии в современном искусстве, Мильяс приходит к выводу, что событие,
смысл, продукт и произведенный эффект являются синонимичными понятиями. Современный
художник работает с чистым опытом свершения, иными словами, с опытом, который
не имеет аналогов и образцов в прошлом и настоящем. Именно поэтому реакция человека становится такой ценной,
поскольку она является свидетельством сингулярного (а не регулярного) опыта и
именно это явление становится событием для Мильяса в современной литературе.