Кинотекст в исторической памяти
Григорий Львович Тульчинский
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кинозал
2019-03-21
17:40 -
18:10
Ключевые слова, аннотация
Историческая память, кинотекст, ценностно-нормативное содержание, уровни исторической памяти.
Тезисы
Общность
исторической памяти — один из ключевых факторов культурной идентичности и
консолидации социума. Исследования показывают наличие трех режимов трансляции и
динамики нарративов исторической памяти. Во-первых, режим, реализуемый
медийными технологиями, индустриями культуры и искусства. В этом режиме
содержание исторической наррации наиболее подвижно (с лагом до 3 лет) — в
зависимости от текущей внешней и внутренней ситуации, политического курса.
Во-вторых, это образование —
режим более инерционный (лаг 15–20 лет), обеспечивающий воспроизводство инварианта
исторической памяти. И, в-третьих, это собственно культурная память, режим
наиболее устойчивый, поскольку задает культурную идентичность (лаг 30–50 лет,
не менее 2–3 поколений). При этом, исторические нарративы, транслируемые кино и
экранной культурой в целом, играют все возрастающую роль в формировании
исторической картины мира второго и третьего уровней.
Сравнительный анализ фильмов-победителей национальных кинопремий России, США и Франции за последние 25 лет показывает, что транслируемые в них исторические нарративы сопрягаются с каждым из трех уровней, но в различной степени. Наиболее выражена историческая символическая политика «сверху» в российском кинематографе. Кроме того, показательная специфика ценностно-нормативного содержания соответствующих нарративов, прежде всего — зависимости личности от социально-политических обстоятельств или ее относительной самостоятельности.
Сравнительный анализ фильмов-победителей национальных кинопремий России, США и Франции за последние 25 лет показывает, что транслируемые в них исторические нарративы сопрягаются с каждым из трех уровней, но в различной степени. Наиболее выражена историческая символическая политика «сверху» в российском кинематографе. Кроме того, показательная специфика ценностно-нормативного содержания соответствующих нарративов, прежде всего — зависимости личности от социально-политических обстоятельств или ее относительной самостоятельности.