Русский язык в Бурятии
Любовь Дашинимаевна Раднаева
Докладчик
преподаватель
Бурятский государственный университет
Бурятский государственный университет
Бо Сунь
Докладчик
аспирант
Бурятский государственный университет
Бурятский государственный университет
Максим Владимирович Черниговский
Докладчик
преподаватель
Бурятский государственный университет
Бурятский государственный университет
129
2019-03-20
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Русский язык, республика Бурятия, аннотирование, фонетика, устная разговорная речь.
Тезисы
Русский язык функционирует на территории Бурятии и является государственным языком республики. Целью исследования является изучение
лексической, грамматической и фонетической картины ежедневной речи обычного
жителя города Улан-Удэ. Объектом лингвистического исследования является
устная разговорная речь на русском языке представителей различных слоев
населения, возраста, национальности. Теоретической базой исследования были
труды отечественных ученых, фонетистов таких как Л. В. Щерба,
Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, Н. Д. Светозарова, Л. В. Вербицкая,
Л. В. Игнаткина, Н. В. Богданова-Бегларян, В. И. Кузнецов, П. А. Скрелин, С. Б. Степанова и другие. Эмпирической базой исследования явились записи
русской речи, произведенные в городе Улан-Удэ. Общая протяженность записи
составила более 7 часов. Анализ записей производился на основе принципов и подходов
Санкт-Петербургской фонологической школы. В работе используются компьютерная
программа Элан для расшифровки записей. Для фонетического анализа используется
программа Праат. Особое внимание уделяется речи современной молодежи,
использование ею заимствованной иноязычной лексики, аббревиатур, сокращений,
произношение ею числительных и междометий, постановка правильного ударения. В
ходе исследования городской речи было проведено ряд экспериментов. На
первом этапе в течение трех недель проводился.фонетический диктант среди
школьников. студентов, преподавателей, водителей и учителей. Полученные
результаты свидетельствуют о трудностях постановки ударения, орфографии,
говорения, изложения. На втором этапе испытуемые читали отрывки из известных
художественных произведений, стихи, которые были записаны на носители и введены
в память компьютера. По полученным записям произведен фонетический анализ
реализаций звуковых единиц русского языка. На третьем этапе были произведены
записи спонтанной речи на русском языке. В эксперименте приняли участие
студенты, которые записывали речь сокурсников, взрослых родственников и детей в
детском саду в различных условиях. в течении трех дней. Записи были
расшифрованы при помощи программы Элан. На основе записей был разработан
словарь частотной лексики среднестатистического жителя города. Отдельное внимание уделено фонетическому оформлению частной лексики,географических названий, названий улиц, площадей, парков, остановок, объявлений. В творческой группе принимают участие волонтеры: молодые преподаватели, аспиранты, студенты, учащиеся школ и техникумов города.
В результате экспериментов была получена звуковая база данных из всех записей для дальнейшего фонетического, лексического, грамматического анализа и описания.
В результате экспериментов была получена звуковая база данных из всех записей для дальнейшего фонетического, лексического, грамматического анализа и описания.