Языковые особенности персонификации базового концепта «время» в кинофильмах Э. Рязанова
Янь Ли
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2019-03-19
16:25 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Концепт, время, концептуальная метафора, миниметафора, персонификация, кинотекст, языковая картина мира.
Тезисы
Доклад посвящен рассмотрению механизму персонификации базового концепта «время» в текстах кинофильмов Э. Рязанова. В данной работе структура олицетворения времени в рассмотренных нами кинотекстах реализует сходные образные ассоциации в близких по смыслу миниметафорах, которые объединяются репрезентантами концепта «время», указывающими на абстрактное значение категории времени и периоды времени разной величины «время дня („вечер“, „ночь“)»; «время года („весна“)»; «единица времени („минута“, „день“)»; «конкретный день („Новый год“)»; «период жизни („молодость“, „юность“)».
Не подлежит сомнению, что в каждой культуре концептуальную картину мира всегда составляют ключевые концепты, такие как «время», выступающие главными единицами картины мира и обладающие значимостью и для отдельного языкового индивида и для всего лингвокультурного сообщества. Персонификация в теории когнитивной метафоры рассматривается как явнейший случай онтологической метафоры. Интерпретация абстрактного объекта как человека позволяет осмыслять наш опыт взаимодействия с неживыми реалиями мира в терминах человеческих мотиваций, характеристик и деятельностей. В фильмах Э. Рязанова персонифицируемый концепт «вечер», обладая смысловой соотнесенностью с лексемами — «счастье», «радость», «дружелюбие», приобретает положительную коннотативную окраску и воспринимается в контексте как новая эпоха, полная надежд. Персонификация также находит применение в репрезентации концепта «ночь», которая метафоризуется при помощи предикатов «стоять», «развесить», сочетающихся, как правило, с субъектом действия — лицом. Время в киноязыке частотно концептуализируется в терминах метафоры «время — живой движущийся объект или объект, стимулирующий движение другого», где линия течения времени осознаётся как некая дорога, путь. Динамический образ времени также формируется в примерах из миниметафор с компонентом, указывающим на единицы времени «минута», «день», «год» и время года «весна» при помощи метафоризованных предикатов — глаголов движения «проходить»; «пробежать», «лететь», «проскочить», «ворваться». В кинотексте нередко прослеживается метафоризация абстрактного понятия «время», оно в метафорической проекции «время — это стимулятор движения» осмысляется как новая жизнь после сталинской эпохи. Одним из характерных смысловых элементов персонификации времени в кинофильмах Э. Рязанова советского периода является «человек, обладающий властью или силой для изменения». Старый год в метафорических выражениях обозначает не предыдущий год, а уходящую сталинскую эпоху, когда прежний глава государства утратил власть над судьбой страны. Таким образом можно сказать, что персонификация представляет собой один из основополагающих способов метафоризации в киноязыке для выражения отношения к категории времени.
Не подлежит сомнению, что в каждой культуре концептуальную картину мира всегда составляют ключевые концепты, такие как «время», выступающие главными единицами картины мира и обладающие значимостью и для отдельного языкового индивида и для всего лингвокультурного сообщества. Персонификация в теории когнитивной метафоры рассматривается как явнейший случай онтологической метафоры. Интерпретация абстрактного объекта как человека позволяет осмыслять наш опыт взаимодействия с неживыми реалиями мира в терминах человеческих мотиваций, характеристик и деятельностей. В фильмах Э. Рязанова персонифицируемый концепт «вечер», обладая смысловой соотнесенностью с лексемами — «счастье», «радость», «дружелюбие», приобретает положительную коннотативную окраску и воспринимается в контексте как новая эпоха, полная надежд. Персонификация также находит применение в репрезентации концепта «ночь», которая метафоризуется при помощи предикатов «стоять», «развесить», сочетающихся, как правило, с субъектом действия — лицом. Время в киноязыке частотно концептуализируется в терминах метафоры «время — живой движущийся объект или объект, стимулирующий движение другого», где линия течения времени осознаётся как некая дорога, путь. Динамический образ времени также формируется в примерах из миниметафор с компонентом, указывающим на единицы времени «минута», «день», «год» и время года «весна» при помощи метафоризованных предикатов — глаголов движения «проходить»; «пробежать», «лететь», «проскочить», «ворваться». В кинотексте нередко прослеживается метафоризация абстрактного понятия «время», оно в метафорической проекции «время — это стимулятор движения» осмысляется как новая жизнь после сталинской эпохи. Одним из характерных смысловых элементов персонификации времени в кинофильмах Э. Рязанова советского периода является «человек, обладающий властью или силой для изменения». Старый год в метафорических выражениях обозначает не предыдущий год, а уходящую сталинскую эпоху, когда прежний глава государства утратил власть над судьбой страны. Таким образом можно сказать, что персонификация представляет собой один из основополагающих способов метафоризации в киноязыке для выражения отношения к категории времени.