Тема музыки в повести Д. В. Григоровича «Лотерейный бал»
Наталья Семеновна Серегина
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Boston College
Boston College
129
2019-03-25
14:10 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Д. В. Григорович, «Физиология Петербурга»,
«Лотерейный бал», «фортепианы обоктавах», «фортепиано о 6 октавах», «шперль-Полька»,
Иоганн Штраус-старший, Sperl-полька.
Тезисы
Д.
В. Григорович, рано лишившись отца, и получив в детстве французское образование и
родной язык французский от француженок матери и бабушки, как писатель прошел сложный путь освещения в своем творчестве реалий российской
действительности, а на раннем, петербургском, этапе, особенностей «физиологии»
Петербурга. В двух выпусках альманаха «Физиология Петербурга» (1845), изданного под редакцией Н. А. Некрасова. Григорович публикует очерк «Петербургские шарманщики» о жизни бродячих артистов
и музыкантов (вып. 1) и повесть «Лотерейный бал», основанную на теме быта
петербургских чиновников нижнего уровня (вып. 2). В сюжете повести тема музыки
обозначена как маркер классовой разделенности общества. Фортепиано находится в
центре внимания всех действующих лиц: оно разыгрывается в лотерею и выступает
как вещь неупотребимая на том социальном уровне, который показан в повести. Название
инструмента в лотерейном списке — «фортепианы обоктавах» — искажено
непониманием случайным его владельцем азов музыкальной терминологии. Термин
«фортепианы обоктавах», видимо, исходит из искаженного прочтения «фортепиано о
6 октавах» с английским механизмом. Звуки фортепиано открывают танцевальный
раздел праздника, характеризующийся жанром польки «Ну, Карлуша, не
робей». В материалах газеты «Северная пчела» от 24 июня 1844 г. А.
Жданов отмечает «шперль-Польку» (произведение Иоганна Штрауса-старшего),
сделавшейся известною под именем «Ну, Карлуша, не робей!». Скорее всего,
здесь речь идет о Sperl-польке Штрауса-старшего, оp.133 (1842 г.) (нем. Johann Strauss Vater, 1804–1849).