XLVIII Международная филологическая научная конференция

Глитч как Deus ex machina в кино

Михаил Александрович Степанов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Кинозал
2019-03-21
14:40 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

Глитч, автономия действия, цифровая эстетика.

Тезисы

В центре внимания доклада одна из ведущих манифестаций цифровой эстетики  в современном кино — глитч. В узком смысле под цифровой эстетикой понимается достижение эстетических эффектов (эмоционального и аффективного опыта) цифровыми медиа и их эффектами. Важно отметить этимологию самого понятия — глитч: наименование родилось в интернациональной среде из английского glitch — сбой, помеха, ошибка, глюк, которое само происходит от немецкого glitschen — скользить, ускользать, и отсылающее к шумам, помехам, реверберациям и ускользающему сигналу в радиопередачах эпохи тактических медиа. Эстетически закрепившись в экспериментальной электронике 1990-х гг. у Apex Twin, Ryoji Ikeda, впоследствии «искажения» стали активно развиваться в визуальном поле современной эстетики.  Широко распространенный в культуре музыкальных клипов в кино глитч выступает как прием обнажения другой реальности, истинной реальности или иными словам — воплощает классический принцип «Deus ex machina / бог из машины», когда неожиданно разрешается некая ситуация. С одной стороны происходит возвращение к древнегреческому театру и его механистическим технологиям, только в данном случае это цифровые технологии. С другой стороны этот «рояль в кустах» (говоря по-русски) как в античном театре обозначает сверхъестественное решение проблем, вмешательство бога, появляющегося в развязке действия при помощи специальных цифровых решений и решающего проблемы героев, или сообщает зрителям определенные смыслы видимого. Целью исследования является выявление взаимосвязи между специальным визуальным эффектом глитча в кино и его семантической значимостью. В центре внимания как протоцифровые сломанные интерфейсы в фантастических фильмах начиная с 1950-х гг., так и современные отечественные фильмы «Кислота», «Ловец пуль» и т. д. Автор полагает, что феноменальность спецэффекта глитча сообщает объектам, поверхностям и текстурам субъектную функцию источника действия. И таким образом цифровая эстетика преображает наш опыт.