Особенности циклизации в «Домашних разговорах» В. Ф. Одоевского
Анна Яковлевич Радунович
Докладчик
доцент
Универзитет у Београду
Универзитет у Београду
188
2019-03-19
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Цикл, циклизация, дом, круг, Одоевский.
Тезисы
Трехтомные «Сочинения кн. В. Ф. Одоевского» (1844) являются
единственным авторским собранием произведений писателя и наиболее цельным
воплощением его фрагментарного художественного мира, но
они не построены по хронологическом принципу. Исследователи
отмечают что, Одоевский в итоговом сборнике объединил
опыты, способные репрезентировать определенный
контекст его творчества [Турьян 1991, с. 327–328, 368–369; Киселев 2008,
с. 45‒62]. Е. А.
Шрага открыла важный этап в изучении ансамбля исследуя проблему так называемых
«несобранных» циклов. По ее верному заключению о «Домашних
разговорах» Одоевского, следует говорить как о циклe, возникающем в составе собрания
сочинений [Шрага
2013, с. 109‒116].
В цикле важнее всего установить
степень и форму самой связанности между произведениями. Интегрируюшим фактором «Домашних
разговоров» является установка на разбор мотивов и
обстоятельств обусловивших судьбу героев, личность которых изменяется под
влиянием быта.
Домашний разговор происходит в основном в доме,
в кругу семьи. Дом — это место формирования личности, отправная точка в поиске
собственной идентичности, а домашний круг — женский хронотоп. Одоевский в центр цикла, в предисловии к повести «Княжна
Мими» (находящийся в средней части повести) поместил круглый семейный
стол, связанный с интимной повседневной жизнью его героев, и круги о которых он
пишет, это круг семьи, салоны и круг великосветского общества 30-х гг. XIX
в. В одном из замечаний к «Русским ночам» он пишет, что в
мистических теориях круг является символом вещественного мира, а квадрат,
треугольник — духовного [Одоевский 1975, с. 100]. Человек, движущийся по кругу, может потеряться, и это происходит
из-за с утраты вертикальной ориентации, когда человек теряет себя и погружается
в материальное, где нет места для возвышенного, для поэзии, философии и
идеалов, так же как нет места и для искренних эмоций. Отсюда вытекает основная
тема цикла о возможности преодоления круга.