Особенности использования устойчивых выражений в подготовке к субтесту «Говорение» ТРКИ-2
Михаил Иванович Всемирнов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
У-2
2019-03-20
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Прецедентные выражения, дискурс, ТРКИ-2.
Тезисы
Проблемы с прохождением ряда заданий
субтеста «Говорение», как показывает практика, часто связаны с недостаточно
развитым репертуаром языковых стратегий, которыми располагает тестируемый.
Поэтому подготовка к тесту закономерно должна быть нацелена на расширение такого
репертуара и умений их использовать. Предлагаемым в данном сообщении вариантом
решения этой проблемы является отработка с учащимися устойчивых языковых
оборотов — прецедентных выражений, которые могут быть заучены и уместным
образом использованы в построении учебных диалогов и монологов при прохождении
теста.
В этой логике прецедентные выражения могут
быть представлены как модели построения высказывания — фреймы, сценарии,
скрытое цитирование прецедентных текстов. В заданиях субтеста «говорение»
тестируемый должен продемонстрировать умение инициировать диалог на заданную
тему, в ряде заданий продемонстрировав при этом умение выразить несогласие с
мнением собеседника и оценку его суждений или положения дел.
Уровень владения русским языком,
предусматриваемый ТРКИ-2, предполагает также умение использовать в своей речи
стилистически маркированную лексику — либо официальный стиль, либо разговорный.
Например, пособие по ТРКИ-2 [Найдина, Полякова. С. 21] предлагает следующее
задание: в соответствии с общим стилем диалога правильно вставить вместо
пробелов нейтральное выражение или устойчивый оборот, характерный для
разговорного стиля, например: «Я несколько лет о нем ничего не знала, и вдруг он приехал
(совсем неожиданно/как снег на голову)». А. М. Баранов предлагает трактовать
включение в речь таких устойчивых оборотов как переключение «дискурсивных
режимов». Под дискурсивным режимом он понимает «такой способ использования
речевых высказываний, который предполагает регулярную модификацию значений
речевых форм, входящих в соответствующий фрагмент, по сравнению с некоторым
стандартом» [Баранов. С. 93]. Подобное определение вовсе не входит в противоречие
с понятием прецедентного текста, который тоже с некоторой точки зрения может
быть понят как «стандарт»: принципиальным здесь является возможность переключения
режимов, основными из которых Баранов называет традиционную номинацию, иронию и
языковую игру. Наш опыт свидетельствует о полезности усвоения обучающимися,
готовящимися к сдаче ТРКИ-2 в особенности этих последних двух форм.
Литература
Баранов А. М. О дискурсивных режимах использования оценочных слов и выражений // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Вып. 15 (22). — М., 2016.
Найдина Т. Е., Полякова Е. К. Живой русский 2. Слушаем и понимаем разговорную речь. СПб., 2018.
Телия В. Н. О феномене воспроизводимости языковых выражений // Язык. Сознание. Коммуникация. М., 2005.
Литература
Баранов А. М. О дискурсивных режимах использования оценочных слов и выражений // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Вып. 15 (22). — М., 2016.
Найдина Т. Е., Полякова Е. К. Живой русский 2. Слушаем и понимаем разговорную речь. СПб., 2018.
Телия В. Н. О феномене воспроизводимости языковых выражений // Язык. Сознание. Коммуникация. М., 2005.