Достоевский между Востоком и Западом: взгляд из Франции
Лиана Александровна Димитриева
Докладчик
Université Paris-Sorbonne
241
2019-03-23
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Достоевский, рецепция, компаративистика.
Тезисы
Данный доклад
посвящен одному неисследованному сюжету из истории рецепции Достоевского в XX в. За
основу взята книга французского
слависта Мишеля Кадо «Достоевский из века в век, или Россия между Востоком и
Западом» («Dostoïevski d’un siècle à l’autre ou la Russie entre Orient et
Occident»). Мишель Кадо (Michel Cadot) — заслуженный профессор Сорбонны, бывший президентом
Международного общества Достоевского. В своей книге Кадо рассматривает ряд
аспектов творчества русского писателя в перекрестной перспективе «западнической»
и «почвеннической» проблематики. Кадо исследует поэтику Достоевского в литературном контексте XIX
и XX
вв.
Рецепция
творчества Ф. М. Достоевского в иноязычных национальных культурах — одна из
наиболее перспективных тем современного достоевсковедения. Особый интерес
вызывает в этом смысле восприятие творчества Достоевского во Франции. Пик
интереса к творчеству русского классика во французской культуре приходится на период
интеллектуальной революции второй половины XX
в.
Несмотря на сложившуюся в России научную традицию анализа рецепции Достоевского
во французской культуре, исследования, относящиеся к этому плодотворному
периоду, остаются малоизвестными и непереведенными на русский язык. Книга Кадо
подводит итог двадцатипятилетней истории изучения Достоевского во Франции.
Глубинная связь
творчества Достоевского с французской литературой, проистекающая из его
читательского опыта, парадоксальным образом предстает в книге французского
исследователя в свете идей почвенничества позднего периода писателя. Начиная с исследования
поэтики, исследователь приходит к анализу рецепции Достоевского в литературе XX в. Кадо доказывает, что роман Достоевского
знаменует собой конец европейского романа в том виде, каким он был со времен «Дон-Кихота»
Сервантеса, то есть опирающимся на согласие мира и героя, отныне невозможное. Вместе
с тем, особое экзистенциальное состояние, характерное для героев всего
творчества Достоевского от «Двойника» до «Братьев Карамазовых» находит отклик в
мировой литературе и продолжает жить в XX в. как
определенная «литературная ситуация».
Предметом
анализа в данном докладе будет в том числе то, каким образом Мишель Кадо
вписывает Достоевского в интеллектуальную историю XX
в.
Концепция творчества Достоевского в изложении Мишеля Кадо показательна как
пример рецепции русского писателя во французском литературоведении последней
четверти XX в.
*Работа выполнена в рамках проекта «Междисциплинарная рецепция творчества Ф. М. Достоевского во Франции 1968–2018 гг.: филология, философия, психоанализ», поддержанного грантом РФФИ. № 18-012-90011.
*Работа выполнена в рамках проекта «Междисциплинарная рецепция творчества Ф. М. Достоевского во Франции 1968–2018 гг.: филология, философия, психоанализ», поддержанного грантом РФФИ. № 18-012-90011.