Герой как жертва насилия в киносценариях А. Г. Ржешеского
Сергей Александрович Огудов
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Госфильмофонд
Госфильмофонд
201
2019-03-20
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Киносценарий, эмоция, герой, насилие.
Тезисы
Сценарист А. Г. Ржешевский вошёл в историю кино как создатель «эмоционального сценария». Этот тип сценария формируется в ответ на доминирующую в советском кинематографе середины 20-х гг. практику так называемого «номерного» или «железного сценария». Киносценарии Ржешевского вызывают интерес со стороны наиболее крупных режиссеров. На основе «эмоциональных сценариев» ставятся фильмы «Простой случай» В. И. Пудовкина, «26 комиссаров» Н. М. Шенгелая, «Бежин луг» С. М. Эйзенштейна. Тем не менее, творчество самого Ржешевского исследовано пока недостаточно, многие тексты (в том числе из архива Госфильмофонда) остаются неопубликованными. Киноведы не раз отмечали, что поведение персонажей в сценариях Ржешевского является вызывающе странным и болезненным, герои «похожи на истериков» (В. Демин), тем не менее, эта особенность творческой манеры сценариста до сих пор осталась без объяснения. В нашем докладе на основе сохранившихся текстов Ржешевского мы рассмотрим специфику его киногероев. Многие из них представлены как жертвы насилия на сломе эпох: солдаты мировой войны, жертвы классовой борьбы в деревне, участники гражданской войны. Тем не менее, именно такие персонажи являются носителями сверхинтенсивных переживаний, передача которых составляет прагматику «эмоционального сценария». Выделение героя в качестве отдельной проблемы позволит охарактеризовать специфику сценариев Ржешевского и задать новый ракурс рассмотрения хорошо известных постановок.