Оппозиция бытие/небытие в современной поэзии: коммуникативно-грамматический анализ
Мария Григорьевна Шерварлы
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2019-03-22
16:25 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Грамматика,
русская поэзия, субъект, модус, диалогичность, экзистенциальность.
Тезисы
Коммуникативная
грамматика активно развивает понятие модуса не только потому, что оно объясняет
многие синтаксические и семантические «аномалии» через двухкомпонентную
структуру высказывания (диктум — модус), но также и потому, что модус в своей
широкой трактовке может пониматься как любое проявление субъекта в тексте
(причем необязательно только субъекта отправителя сообщения) и включает в себя
категорию субъекта и связанные с ней понятия (субъектная перспектива, субъектный
план и т. п.). Такой подход, отвечая актуальным тенденциям антропоцентричности,
позволяет осуществлять полноценную грамматическую трактовку как прозаического,
так и поэтического художественного текста.
В докладе
это демонстрируется на примере анализа стихотворения Б. Панкина «Нет никакого
нео, никакой ложки». Тематика и образная составляющая текста позволяют
определить его как экзистенциальный, посвященный осознанию, противопоставлению и объединению бытия и небытия.
Наличие широкого набора модусных средств (коммуникативное отрицание, глаголы
2-го лица, расщепление субъекта на «я/другие»), отражающих восприятие
говорящего и формирующих восприятие читателя, превращают разговор о
бытии/небытии в глубоко личное переживание. Осмысление конечности, смертности
сопряжено с ощущением вечности, обновления, бессмертия. Эмоциональная вовлеченность
субъекта трансформирует рассмотрение общепринятых позиций и представлений о
жизни и смерти в ежемоментное переживание и проживание противоречивости и
необъяснимости «вечных вопросов», подтверждение чему мы находим и у других
представителей современной русской поэзии.