Современный герой в пространстве вестерна
Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
129
2019-03-22
16:50 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Художественное пространство, художественное время, кинематографический жанр вестерн.
Тезисы
Структура любого жанра устойчива и одновременно пластична. Однако его возможности к трансформации не безграничны. Костенея, жанр умирает. В ХХ в. вестерн переживает глубокий кризис, став предметом многочисленных пародий. Но затем переживает бурный ренессанс, позволяя показать зрителю совершенно новые конфликты: исторические, культурные, религиозные.
За счет особенностей своей структуры вестерн дает художникам новые возможности, первая из которых заключается в возможности единения современного человека с дикой природой. С одной стороны это работает как прием остранения, с другой позволяет ставить вопрос о собственно человеческом, выдвигая на передний план проблему ценностей всего человечества. Современный вестерн говорит о едином Боге для белых и индейцев («Выживший), о посмертном существовании («Баллада Бастера Скраггса»), о фундаментальных основаниях современной культуры («Омерзительная восьмерка»). Вторая возможность, данная режиссерам вестерном, заключена в его эпической составляющей, стремлении показывать масштабные движения человеческих масс. В классическом вестерне это становится источником особого пафоса. В современном фильме («Баллада Бастера Скраггса») масштабное перемещение пионеров на Запад становится контрастом к подлости каждого переселенца в отдельности, источником особой иронической тональности авторов.