XLVIII Международная филологическая научная конференция

Учет ценностей поликультурного мира в тестах по русскому языку как иностранному

Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Полина Юрьевна Игнатьева
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия СПбГУ

У-2
2019-03-20
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Поликультурный, мультикультурализм, толерантность, межкультурное взаимодействие, тестирование, РКИ, культура.

Тезисы

На фоне социально-экономических преобразований, происходящих в России на современном этапе развития, политических изменений в мире становится необходимым оптимизировать систему тестирования по РКИ, используя лучшее в методиках обучения различным языкам, а также совершенствуя контроль коммуникативной компетенции. Одним из способов оптимизации является когнитивно-коммуникативный подход при разработке заданий. Не менее важен отбор информационно актуальных текстов. Принцип обоснованной интегративности также должен быть реализован в заданиях теста. Но настоящее время — время интернационализации в науке, культуре, образовании — требует учета принципа мультикультурализма, учета ценностей поликультурного мира при составлении тестовых заданий. Одной из сторон данного принципа является проявление толерантности, означающей уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. В ходе исследования было установлено, что в субтестах по русскому языку как иностранному реализован принцип аутентичности, под которым понимается приобретение фоновых знаний о различных сферах жизнедеятельности носителей языка и эффективное их применение в новой языковой среде. Однако принцип мультикультурализма, учета особенностей поликультурного мира, «плюрикультурализма», названный одним из важнейших в обучении иностранным языкам в труде Совета Европы «Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment», опубликованном в 2016 г., не находит в тестах и пособиях по РКИ достаточно полной реализации. Актуальным с этой точки зрения является анализ субтестов по РКИ и выявление основных составляющих принципа учета поликультурализма, с тем чтобы учитывать данные особенности при составлении тестов и обучении РКИ.