XLVIII Международная филологическая научная конференция

Предание, легенда и сказание: жанровые обозначения в прозе В. Ф. Одоевского

Наталья Александровна Тулякова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)

188
2019-03-19
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

В. Ф. Одоевский, русская литература, жанр, жанровое обозначение, легенда, предание, сказание.

Тезисы

В 1820-х гг. слова «предание», «легенда» и «сказание» начали использоваться русскими писателями в качестве жанровых обозначений. В творчестве В. Ф. Одоевского встречаются образцы всех трех; более того, писатель делает попытку их определения в «Опытах рассказов о старинных и новых народных преданиях». Цель исследования, в рамках которого рассматриваются тексты с жанровыми обозначениями «предание», «легенда» и «сказание» в заглавиях или подзаголовках в творчестве Одоевского, — определить, строятся ли обозначенные тексты по схожим или различным принципам. Это позволит охарактеризовать использование данных жанровых обозначений как стихийное или целенаправленное. Прежде всего будут определены ядерные черты текстов, обозначенных как предание, так как их количество в творчестве Одоевского достаточно велико. Проведенный анализ говорит о том, что предание, типичное для раннего творчества писателя, — это самостоятельный жанр, отличный от легенды и сказания. Преданиями называются произведения, сообщающие некую древнюю истину, пришедшую обыкновенно с Востока, и активно задействующие аллегорическую топику. Легенда и сказание, к которым Одоевский обращается в 1830-е гг., также обладают выраженными чертами, но граница между ними не столь очевидна, как в случае с преданием. Небольшое по сравнению с преданиями количество легенд и сказаний не позволяет достоверно установить, какие черты являются для них жанрообразующими, но одним из характерных признаков легенд и сказаний представляется множественность трактовок одного и того же события. Жанровая эволюция свидетельствует об отказе Одоевского от дидактизма и повышении роли читателя в конструировании истины.