Идеи Жан-Жака Руссо и проблема народного суверенитета в русской общественной мысли первой трети XX в.: преемственность и разрыв
Алла Августовна Златопольская
Докладчик
старший научный сотрудник
Российская национальная библиотека
Российская национальная библиотека
241
2019-03-22
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Жан-Жак Руссо, русская мысль, суверенитет народа, общая воля, воля всех.
Тезисы
Для русской мысли первой трети XX в. характерен интерес к
руссоистской идее суверенитета народа, в
восприятии этой идеи до и после революции имеется как преемственность, так и
разрыв. Воспринимая эту идею русская
общественная мысль решает проблему соотношения общей воли и воли всех,
выдвинутую Руссо.
В журнале
«Вопросы философии и психологии» в 1911–1917 гг. печатается работа П. И.
Новгородцева «Об общественном идеале», где есть страницы, посвященные
«Общественному договору» и суверенитету народа. Новгородцев выступает за
соединение суверенитета народа с неотъемлемыми правами личности.
В. М. Гессен
с позиций либерализма рассматривает понятие «общей воли» и «воли всех» Руссо,
сравнивая концепцию «женевского гражданина» с воззрениями Монтескье.
Для либеральной мысли формирование общей воли есть процесс.
Особенный
интерес проблема общей воли и воли всех вызывает в связи с революционными
событиями 1917 г., когда мыслители видят на практике неоднозначные
последствия реализации воли народа.
Статья Н. А.
Бердяева, не случайно названная «Об истинной и ложной народной воле» и
напечатанная 30 октября 1917 года в газете «Народоправство», является спором с
Руссо, хотя его имя и не называется. Для Бердяева народная воля является только
волей всех, общая воли народа не может быть выражена самим народом, не может
быть выражена и Учредительным собранием, как верховной инстанцией. Как и
представители консервативной мысли, Бердяев резко критикует парламентаризм и
формальную демократию.
Как христианский
философ, Бердяев полагает, что выше воли народа стоит воля Божья.
Дореволюционные
традиции изучения идей Руссо продолжаются в трудах мыслителей русского
зарубежья. Как и для П. И. Новгородцева, для С. И. Гессена общая воля не
существует в готовом виде, формирование общей воли народа — это бесконечный
процесс.
В первые
годы после Октябрьской революции сосуществовало несколько направлений в
интерпретации облика и идей Руссо.
Но прежде
всего в Советском Союзе исследовались политические идеи Руссо, его теория
суверенитета народа, соотношение общей воли и воли всех.
Для
марксистской мысли либо общая воля совпадает с волей всех членов общества, либо
различие между общей волей и волей всех ликвидируется с победой пролетариата. В
послереволюционный период, в 20–30 гг. на место законодателя, по Руссо,
выражающего общую волю, становится партия. Статья исследователя якобинского
этапа Великой Французской революции Я. В. Старосельского «Руссо и якобинская
диктатура» является одной из работ сформировавших интерпретацию идей Руссо в
Советской России.