XLVIII Международная филологическая научная конференция

Специфика французской музыкальной терминологии рубежа XIX–XX вв.

Елена Владимировна Ровенко
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

129
2019-03-26
13:10 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Музыкальная терминология, В. д’Энди, музыкальная композиция, формообразование, интонация.

Тезисы

Для понимания специфики французской музыки рубежа XIX–XX вв. необходимо сформировать представление об аутентичной терминологии, своеобразие которой отражает сущностные черты французского музыкального мышления. Особенно оригинальны понятия, относящиеся к форме (в процессуальном и архитектоническом ее аспектах): l' intonation (‘интонация’), la cellule (‘ячейка’ или ‘клетка’), la phrase (‘фраза’), la riode (‘период’), le motif (‘мотив’), le théme (‘тема’), la lodie (‘мелодия’), l’idée (‘идея’) и др., смысл которых далек от характерного и для современной французской теории, и для иных национальных традиций (так, в немецкоязычной культуре термин интонация по отношению к музыке не применяется). Напр., под интонацией понимается простейшая мелодическая структура из минимального количества звуков, но ее метроритмический облик, акцентуация и артикуляция не учитываются. Мотив воспринимается как импульс к движению, а сам звучащий материал мотива именуется клеткой; фраза выступает крупной синтаксической целостностью, период эквивалентен немецкому Satz (‘предложение’). Идея и тема становятся коррелятами на уровне первичного структурирования звукового материала и оппозициями на уровне его организации в крупные синтаксические блоки. В задачи доклада входит освещение различий в трактовке перечисленных терминов во французской традиции рубежа XIX–XX вв. — 1) и в современной французской; 2) и в иных национальных традициях (с учетом многообразного влияния немецкой теории на французскую). Материалом изучения служит прежде всего трактат В. д’Энди (1851–1931, d’Indy) «Курс музыкальной композиции» («Cours de composition musicale»), на долгие годы определивший облик французской теоретической мысли. Контекстуально охватываются иные теоретические труды представителей разных национальных школ.