«Демон» Е. Л. Милькеева: текст и контекст (к феномену поэта «не первого ряда» в национальной литературе)
Сергей Сергеевич Пятков
Докладчик
аспирант
Тюменский государственный университет
Тюменский государственный университет
188
2019-03-20
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Литература Сибири, образ демона, лирическое, эпическое, мистериальность, субъект.
Тезисы
Изучение развития и соотношения явлений
различных рядов внутри национальной литературы является одной из приоритетных
задач современной филологии, требует поиска и уточнения методического
инструментария, а также наработки опыта конкретных исследований, особенно на
региональном материале. Сибирский поэт Е. Л. Милькеев (1815–1845) в своем стихотворении «Демон» (1842) фиксирует популярный в романтической литературе демонический комплекс, при этом обнаруживается, что, пребывая в
поисках индивидуальной образности и бессознательно ориентируясь на
художественно-эстетические находки А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Е. Л.
Милькеев создает гетерогенный образ демона в своем тексте. В нем сочетается
объективация демона как носителя определенного сознания (библейская традиция) и
изображение его имманентности внутреннему миру другого объекта, носителя
другого сознания (античная традиция). Оставаясь в пределах поэтической традиции изображения рефлексирующего
сознания романтического героя, отличающегося избранностью, и его встречи с
потусторонним, сибирский художник совмещает лирические и эпические плоскости,
создавая комплексный образ духа-Абсолюта. В работе фиксируется корреляция
процессов, происходящих в субъектно-объектной структуре стиховых и прозаических
текстов русских писателей поколения М. Ю. Лермонтова — П. П. Ершова — Е. Л.
Милькеева — И. А. Гончарова — А. И. Герцена — И. С. Тургенева.