Таксономия Блума как теоретическая база для развития тестологической компетенции в системе подготовки обучающихся 6–10 классов к интеллектуальным конкурсам по иностранному языку
Татьяна Валерьевна Сказочкина
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия СПбГУ
Академическая гимназия СПбГУ
Екатерина Александровна Иванова
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия СПбГУ
Академическая гимназия СПбГУ
У-2
2019-03-21
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Тестология, тестирование, тест, контроль качества, оценивание, олимпиадная компетенция, навыки мышления высокого порядка, навыки мышления низкого порядка, лингво-когнитивная компетенция, социально-ориентированные навыки.
Тезисы
На современном этапе развития методики
обучения и тестирования учащихся основного и среднего общего образования в
области иностранного языка все чаще возникают вопросы о взаимосвязи способов обучения
и профессиональных потребностей общества. Возникает необходимость
переосмысления некоторых аспектов образования и процессов обучения,
направленного на потребности современного человека, на социальное и
профессиональное становление личности обучающегося. Актуальность обучения иностранным
языкам заключается в необходимости развития не столько лингвальной (предметной)
компетенции, сколько воспитание «мотивированной, инициативной личности,
ориентированной на успехи, карьеру, на построение и реализацию своего
профессионального и жизненного пути.
В данной статье мы останавливаемся на оценочном (критическом) типе мышления,
как одном из основных элементов социально-ориентированных навыков современного человека.
Процесс оценивания представляет собой систему критериев и баллов для
использования как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося. Тесты
являются наиболее объективной системой оценки качества лингво-когнитивной
компетенции.
В результате исследования различных
источников, посвященных развитию навыков мышления высокого уровня, мы можем
сказать, что мало внимания уделяется развитию тестологической компетенции
обучающихся: самоконтролю, самооценке и
самоанализу. Данные компоненты являются необходимыми для успешного участия в
различных интеллектуальных конкурсах (например, предметных олимпиадах) и выполнения
заданий на развитие навыков мышления высокого уровня. Для этого учащиеся должны
владеть не только знаниями в области критериев оценки, но и обладать
достаточной компетентностью в их применении. Речь идет не только об оценке
языковой и речевой компетенции, но и контроле качества когнитивного мышления.
Исходя из общей педагогической практики,
мы знаем, что обучение успешному выполнению тестовых заданий ради результата
приводит к тому, что обучающиеся получают высокие баллы во время тестирования.
С другой стороны, они используют только навыки мышления низкого порядка
(понимание, запоминание, повторение пройденного материала). Однако в проведении
эксперимента по выполнению тестовых заданий в системе Black
Board учащиеся развивают навыки мышления высокого
порядка (анализ и оценивание). Мы пришли к выводу о том, что данный подход при использовании
обучающей функции тестов позволяет формировать навыки олимпиадной компетенции, и как результат — добиваться развития социально полноценной и профессионально-ориентированной личности.