Формы интертекстуального взаимодействия и интертекстовые отсылки в критическом обосновании экономики как науки в учебно-научном экономическом тексте конца XVIII в.
Екатерина Геннадьевна Суслова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
204
2019-03-21
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Экономический текст, история немецкого научного текста, интертекстуальные отсылки.
Тезисы
Обоснование научного статуса дисциплины реализуется
в тексте путем установления межтекстовых связей. В XVIII в. традиционный подход определял, с какими
текстами будет устанавливаться связь. Общепризнанным и основополагающим в
течение XVIII в. оставалось «учение о разуме» («Vernunftlehre», логика), которое разрабатывалось в ряде ставших
хрестоматийными работ (Johann Michael Sailer, Christian Wolff, Georg Friedrich Meier, Hermann Samuel Reimarus и др.). Конец XVIII в. ознаменовался появлением «критической
философии» И. Канта, оказавшей значительное влияние на философию науки. В это
время развивается учебно-научный экономический текст, печатаются фундаментальные
учебные издания по экономике. В одном из них — «Grundriss einer allgemeinen kritisch-philosophischen Wirthschaftslehre» (Гейдельберг, 1796 г.) с помощью
интертекстуальных отсылок эксплицируется критический подход. Анализ
интертекстуальных отсылок в тексте позволяет выделить основные черты процесса
интертекстуального взаимодействия философского и экономического текста на
уровне макро- и микроструктур. Интертекстуальные отсылки размещаются в тексте
неравномерно, отдельные части текста не обнаруживают интертекстуальных отсылок,
а при ретроспективном рассмотрении эксплицируется вербализованная граница. Интертекстуальное
взаимодействие происходит как в прямой, так и опосредованной форме. Цитация,
т. е. дословное воспроизведение другого текста с указанием на источник
заимствования, количественно уступает пересказу чужого текста и свернутым
субстантивным и предложным сочетаниям. Выбор формы интертекстуальной
отсылки к тексту или имени неоднозначен и носит субъективный характер. Таким
образом, форма интертекстуальной отсылки выступает как инструмент разделения
научного знания. Более того, исходный текст воспроизводится
в заимствующем тексте как логический алгоритм на уровне композициии.