Функционирование вербального кода в автопортрете
Татьяна Ивановна Петухова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-А
2019-03-27
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Автопортрет, произведение
живописи, поликодовый текст, вербальный код, интерпретация, художественный
смысл.
Тезисы
Исследование текста с
точки зрения взаимодействия в нем вербальных и невербальных компонентов представляется
актуальным и перспективным в настоящее время, так как открывает перед учеными
широкие перспективы в плане изучения многомерного и поликодового характера современной
коммуникации. Несмотря на то, что в произведении живописи невербальный код
является основным, вербальный код также нередко включается художником в текстовое
пространство картины и может играть определенную роль в трансляции
художественного смысла, воздействуя на мысли и эмоции реципиента. Принимая во внимание тот факт, что для живописного изображения наличие
вербального кода является нетипичным, можно предположить, что он окажется в
фокусе внимания реципиента, так как все необычное в искусстве неизменно
становится объектом осмысления и интерпретации, особенно в том случае, если в
качестве реципиента выступает эксперт-профессионал в данной предметной области.
Особый интерес с точки зрения исследования взаимодействия
вербального и невербального кода представляет такой жанр живописи как
автопортрет. Включая вербальный код в текстовое пространство картины с изображением
самого себя, художник стремится наиболее полно представить свою творческую
личность на определенном жизненном этапе и донести до реципиента богатую
палитру своих мыслей и эмоций. В докладе на примере автопортретов У. Хогарта и
А. Дюрера предполагается рассмотреть типы отношений, возникающих между
вербальными и невербальными знаками, проанализировать степень их взаимовлияния
и роль в трансляции художественного смысла.