XLVIII Международная филологическая научная конференция

Функционирование вербального кода в автопортрете

Татьяна Ивановна Петухова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215-А
2019-03-27
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Автопортрет, произведение живописи, поликодовый текст, вербальный код, интерпретация, художественный смысл.

Тезисы

Исследование текста с точки зрения взаимодействия в нем вербальных и невербальных компонентов представляется актуальным и перспективным в настоящее время, так как открывает перед учеными широкие перспективы в плане изучения многомерного и поликодового характера современной коммуникации. Несмотря на то, что в произведении живописи невербальный код является основным, вербальный код также нередко включается художником в текстовое пространство картины и может играть определенную роль в трансляции художественного смысла, воздействуя на мысли и эмоции реципиента. Принимая во внимание тот факт, что для живописного изображения наличие вербального кода является нетипичным, можно предположить, что он окажется в фокусе внимания реципиента, так как все необычное в искусстве неизменно становится объектом осмысления и интерпретации, особенно в том случае, если в качестве реципиента выступает эксперт-профессионал в данной предметной области. Особый интерес с точки зрения исследования взаимодействия вербального и невербального кода представляет такой жанр живописи как автопортрет. Включая вербальный код в текстовое пространство картины с изображением самого себя, художник стремится наиболее полно представить свою творческую личность на определенном жизненном этапе и донести до реципиента богатую палитру своих мыслей и эмоций. В докладе на примере автопортретов У. Хогарта и А. Дюрера предполагается рассмотреть типы отношений, возникающих между вербальными и невербальными знаками, проанализировать степень их взаимовлияния и роль в трансляции художественного смысла.