«Τι έχεις, Γιάννη, τι είχα πάντα»: функционирование антропонимов в фразеологии новогреческого языка
Ирина Витальевна Тресорукова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Греческий институт
2019-03-20
18:15 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
Фразеология, новогреческий язык, антропонимия, языковая картина мира, лексикология.
Тезисы
Проблема актуализации антропонимов в греческой фразеологии в целом
является на сегодняшний день малоизученной, хотя антропонимика и ее
функционирование на материале фразеологии в целом и паремиологии в частности в других языках неоднократно рассматривалась в трудах различных ученых.
Выделяя различные классы онимов (антропонимы, топонимы, этнонимы), мы
концентрируем свое внимание на категории антропонимов, которую мы именуем
собственно антропонимами, так как в нее входят наиболее распространенные имена и фамилии представителей
данной этнической группы, не являющиеся прецедентными (ср., напр., Γιάννης, Μαρία, Νικόλας).
Фокусируя свое внимание на наиболее частотном в плане употребления в
фразеологических единицах (ФЕ) ИС Γιάννης и
проанализировав корпусы текстов греческого языка, толковые словари и различные
тематические словари, содержащие ФЕ греческого языка, мы вычленили 58 случаев
уникального употребления этого ИС в различных фразеологических структурах в
различных вариантах имени: Γιάννης/Γιάννος/Γιαννάκης,
которые мы принимаем как одно ИС в различных формах.
В результате подробного разбора вышеуказанного антропонима в составе ФЕ отмечается,
что при анализе сферы эмотивно-оценочных признаков больше всего ФЕ описывают
такую черту характера человека, как глупость, затем следуют ФЕ, обозначающие
сходство, эгоизм, лень, целеустремленность и утрату способности логично
рассуждать. Коммуникативно-ситуативные признаки периферии поля антропонима содержатся
в ФЕ, используемых для обозначения реакции при акте коммуникации:
пренебрежения, похвалы, одобрения, положительной или отрицательно оценки
происходящего и пр. Культурно-исторический признак периферии
поля данного антропонима содержится в ФЕ, тесно связанных с православными и
культурными традициями греческого народа.