XLVIII Международная филологическая научная конференция

«Τι έχεις, Γιάννη, τι είχα πάντα»: функционирование антропонимов в фразеологии новогреческого языка

Ирина Витальевна Тресорукова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Греческий институт
2019-03-20
18:15 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Фразеология, новогреческий язык, антропонимия, языковая картина мира, лексикология.

Тезисы

Проблема актуализации антропонимов в греческой фразеологии в целом является на сегодняшний день малоизученной, хотя антропонимика и ее функционирование на материале фразеологии в целом и паремиологии в частности в других языках неоднократно рассматривалась в трудах различных ученых. Выделяя различные классы онимов (антропонимы, топонимы, этнонимы), мы концентрируем свое внимание на категории антропонимов, которую мы именуем собственно антропонимами, так как в нее входят наиболее распространенные имена и фамилии представителей данной этнической группы, не являющиеся прецедентными (ср., напр., Γιάννης, Μαρία, Νικόλας). Фокусируя свое внимание на наиболее частотном в плане употребления в фразеологических единицах (ФЕ) ИС Γιάννης и проанализировав корпусы текстов греческого языка, толковые словари и различные тематические словари, содержащие ФЕ греческого языка, мы вычленили 58 случаев уникального употребления этого ИС в различных фразеологических структурах в различных вариантах имени: Γιάννης/Γιάννος/Γιαννάκης, которые мы принимаем как одно ИС в различных формах. В результате подробного разбора вышеуказанного антропонима в составе ФЕ отмечается, что при анализе сферы эмотивно-оценочных признаков больше всего ФЕ описывают такую черту характера человека, как глупость, затем следуют ФЕ, обозначающие сходство, эгоизм, лень, целеустремленность и утрату способности логично рассуждать. Коммуникативно-ситуативные признаки периферии поля антропонима содержатся в ФЕ, используемых для обозначения реакции при акте коммуникации: пренебрежения, похвалы, одобрения, положительной или отрицательно оценки происходящего и пр. Культурно-исторический признак периферии поля данного антропонима содержится в ФЕ, тесно связанных с православными и культурными традициями греческого народа.