Поисково-референтное чтение по ключевым словам и отбор фрагментов с целью использования их информации в монологическом высказывании в иноязычном речевом общении
Карина Владимировна Тулиева
Докладчик
преподаватель
Пермский научно исследовательский политехнический университет
Пермский научно исследовательский политехнический университет
Юлия Юрьевна Червенко
Докладчик
доцент
Пермский национально исследовательский политехнический университет
Пермский национально исследовательский политехнический университет
416
2019-03-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Поисково-референтное чтение, референциальная матрица, монологическое высказывание, информационные единицы, иноязычное речевое общение.
Тезисы
В образовательной, исследовательской и профессиональной деятельности возникают ситуации чтения, когда нужно быстро и оперативно ориентироваться в имеющихся текстовых материалах на различных носителях, с тем чтобы обратиться к тем материалам, тематическое содержание которых представляет интерес для читающего в конкретный момент. Одной из функций деятельности чтения является номинативная функция, на первый план выходит ее референциальный аспект, то есть соотнесения текста с действительностью, отнесенности его к области знания, к теме, проблеме [Серова 1988]. В связи с этим, при таком чтении происходит обращение к ключевым понятиям, выраженным ключевыми словами и словосочетаниями, наиболее существенными для раскрытия темы, проявляющими закономерность большой повторяемости и способность относить тексты к конкретной предметной области, то есть выступать как референты [1988].
При поисково-референтном чтении происходит целевой поиск и отыскание текстовых референтов, различение значений тем, отнесение к искомой предметной действительности. Поисково-референтное профессионально-ориентированное чтение осуществляется в условиях острой необходимости поиска совершенно определенной тематики информации с точки зрения интересующей читателя темы. При таком виде чтения читающий извлекает из памяти на момент обращения к тексту и последующего поиска необходимой части текста нужную ему группу ключевых слов-референтов темы как тематическую цепочку слов, которая представляет предметно-тематическое содержание текста и является «референциальной матрицей» различных типов. [Червенко 2015]. Опираясь на референциальную матрицу, читающий приходит к умозаключению, нужно или не нужно оставлять данный фрагмент текста для дальнейшей работы.
Отобранные фрагменты подвергаются информативно-целевому анализу, в результате которого выявляются и фиксируются проблемно обусловленные информационные единицы как тема-рематические единства или как элементарные простые предложения. Данные зафиксированные информационные единицы используются в качестве информационной основы в условиях иноязычного речевого общения для построения монологического высказывания в условиях обсуждения, дискуссии и других форм организации речевого общения.
Литература
Серова Т. С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в вузе. — Свердловск, 1988. — 232 с.
Червенко Ю. Ю. Структура и функции референциальных матриц в тематически направленном чтении при обучении иностранному языку // Индустрия перевода: мат-лы 7 Междунар. науч.-практ. конф., Пермь, 1–3 июня 2015 г. — Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. — С. 194–198.