Гоблин как новый герой (к аксиологии постсоветской кинокультуры)
Валерий Юрьевич Вьюгин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Мария Николаевна Нечаева
Докладчик
преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
201
2019-03-20
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Гоблин, Д. Ю.
Пучков, постсоветская массовая культура, кинематограф, аксиология.
Тезисы
Новые технологии, безусловно, определяют лицо современной
культуры, как «элитарной», так и массовой. Компьютерная графика, виртуальная
реальность, 3D- и 4D-кинематограф,
интерактивность… эти изобретения кардинально поменяли наш взгляд на то, как
должны работать художники и чего от них ждать публике. Вместе с тем наряду с проблемой
освоения научных достижений профессионалами
стоит и другая: какие социокультурные изменения вызывает этот процесс в самой
публике, как она откликается на высокотехнологичные эстетические практики и как,
наконец, меняется представление о том, кто может исполнять роль творца в тех
областях искусства, которые еще недавно были доступны только высокобюджетным
профессиональным коллективам?
Случай Д. Ю. Пучкова, получившего всероссийскую известность
под псевдонимом Гоблин, — один из выразительных примеров того, как доступность
высоких технологий расширяет поле искусства. Д. Ю. Пучков одновременно и автор,
и исполнитель, и персонаж современной массовой (кино)культуры. Среди прочих «новых
героев» — выразителей настроений эпохи он прочно удерживает свое специфическое место.
С одной стороны, его деятельность, вне всяких сомнений, вторична и паразитарна,
с другой — уникальна и нова; как бы к ней ни относиться, это — культурное
событие, заслуживающее своей доли внимания. Творчество Гоблина уже становилась
предметом академического интереса. В двух-трех посвященных ему статьях большей
частью рассматривались вопросы теории и практики перевода как таковых. Нас же
будет интересовать проблема трансмиссии этических ценностей, а, точнее, на
первый взгляд неподконтрольный никаким маркетинговым и идеологическим институциям,
абсолютно «волюнтаристский» процесс трансформации аксиологических систем при замене
оригинальной звуковой дорожки «гоблинской». Каким ценностям открыто или неявно «научают»
зрителя гоблинские интерпретации заслуживших признание аудиодорожек и
видеорядов, какую «мораль» они в себе несут — вот вопрос, на который мы попытаемся
ответить в предлагаемом докладе.