Одноглазый наблюдатель: не персонаж, но герой. К проблеме «нового» героя в кино последних двух десятилетий
Франциска Викторовна Фуртай
Докладчик
профессор
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
129
2019-03-22
11:10 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Новый герой,
не/антропоморфизм, медиа, индийское кино, кинокамера, истинное бытие, Дибакар
Банерджи.
Тезисы
Появление в культуре машины вызвало к
жизни ведущее искусство последних ста лет — кино, породившее новых героев,
аналогов которым в предшествующие эпохи не было. Среди них герой, которого
метафорически можно было бы назвать «одноглазым наблюдателем», он все
отчетливее просматривается в кино последних десятилетий и уже приобрел
планетарный масштаб. Соглашаясь с мыслью, высказанной А. Кончаловским в одном
из своих интервью о том, что мировой кино-ландшафт уже не определяется только
европейско-американским контентом — в качестве аналитического материала возьмем
работу индийского режиссера Дибакара Банерджи «Любовь, Секс и Обман» (Love, Sex Aur Dhokha, 2010). Эта лента
состоит из трёх киноновелл.
Все эти киноповествования выглядели бы как
бесстрастный поток каждодневного бытия, если бы не «Одноглазый наблюдатель» —
кинокамера. В первом случае — это скрытая камера, которую везде носил
начинающий режиссер Рахул, и именно камера засняла жуткую сцену убийства и
расчленения тел влюбленных по приказу отца девушки, возмущенного неповиновением
дочери. Именно не выключенная камера видеонаблюдения раскрывает причину бегства
служащей супермаркета, так как ее партнер продал видео порнодельцам, с тем,
чтобы получить деньги на свою свадьбу. Таким же моментом истины выступает кинокамера
и в третьей новелле. На самом деле камера у репортера Прабхата не ломалась, на
ней были засняты все неприглядные сцены из жизни поп-звезды. Опубликовать их не
позволяла совесть и неприятие темных сторон человека, свойственное герою этой
новеллы. Во всех эпизодах фильма кинокамера — будь то это любительская камера,
видеонаблюдение или профессиональная аппаратура — выступает как манифестант
истины в ее экзистенциальном звучании.