XLVIII Международная филологическая научная конференция

Одноглазый наблюдатель: не персонаж, но герой. К проблеме «нового» героя в кино последних двух десятилетий

Франциска Викторовна Фуртай
Докладчик
профессор
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

129
2019-03-22
11:10 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Новый герой, не/антропоморфизм, медиа, индийское кино, кинокамера, истинное бытие, Дибакар Банерджи.

Тезисы

Появление в культуре машины вызвало к жизни ведущее искусство последних ста лет — кино, породившее новых героев, аналогов которым в предшествующие эпохи не было. Среди них герой, которого метафорически можно было бы назвать «одноглазым наблюдателем», он все отчетливее просматривается в кино последних десятилетий и уже приобрел планетарный масштаб. Соглашаясь с мыслью, высказанной А. Кончаловским в одном из своих интервью о том, что мировой кино-ландшафт уже не определяется только европейско-американским контентом — в качестве аналитического материала возьмем работу индийского режиссера Дибакара Банерджи «Любовь, Секс и Обман» (Love, Sex Aur Dhokha, 2010). Эта лента состоит из трёх киноновелл. Все эти киноповествования выглядели бы как бесстрастный поток каждодневного бытия, если бы не «Одноглазый наблюдатель» — кинокамера. В первом случае — это скрытая камера, которую везде носил начинающий режиссер Рахул, и именно камера засняла жуткую сцену убийства и расчленения тел влюбленных по приказу отца девушки, возмущенного неповиновением дочери. Именно не выключенная камера видеонаблюдения раскрывает причину бегства служащей супермаркета, так как ее партнер продал видео порнодельцам, с тем, чтобы получить деньги на свою свадьбу. Таким же моментом истины выступает кинокамера и в третьей новелле. На самом деле камера у репортера Прабхата не ломалась, на ней были засняты все неприглядные сцены из жизни поп-звезды. Опубликовать их не позволяла совесть и неприятие темных сторон человека, свойственное герою этой новеллы. Во всех эпизодах фильма кинокамера — будь то это любительская камера, видеонаблюдение или профессиональная аппаратура — выступает как манифестант истины в ее экзистенциальном звучании.