«Пограничные» явления в национальном историко-культурном процессе (на материале произведений татарских писателей)
Лейсан Галиахматовна Ибрагимова
Докладчик
старший преподаватель
Казанский государственный медицинский университет
Казанский государственный медицинский университет
201
2019-03-23
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
Модернизм, внутрилитературный синтетизм, «пограничные» явления, реализм.
Тезисы
«Пограничные» явления в национальном
историко-культурном процессе, в которых осуществляется синтез принципов и
приемов реалистической и модернистской поэтики, а также выявляется
художественно-эстетическая природа внутрилитературного эстетизма, исследуются
на материале произведений Ш. Камала и Ф. Амирхана. Диалогизирующим фоном,
позволяющим выявить специфику данного явления в татарской литературе, выступают
произведения Л. Н. Андреева и И. А.
Бунина.
На примере романа Ф. Амирхана «На
перепутье» рассматривается взаимодействие принципов реалистического изображения
характеров и обстоятельств с приемами модернистского письма, проявляющимися в
особенностях организации субъектной сферы произведения,
пространственно-временных отношениях, запечатленных в тексте, а также в
изображении «я» родового человека, существующего на уровне первичных реакций и
пытающегося осознать свои онтологические, психологические и метафизические
пределы.
В повести Ш. Камала «Чайки» определяются
принципы и приемы субъективного «пересоздания» мира в модернистском духе.
Выявляется роль пейзажных описаний, сказочно-мифологических образов и мотивов,
форм психологического изображения, используемых писателем, в создании
иносказательно-аллегорической тенденции в повествовании и формировании
глубинного философско-метафизического содержания произведения.
Синтезируя элементы, принадлежащие разным
художественным системам, писатели создают многомерную образную систему, в
которой действуют такие силы художественной интеграции, как символическое
обобщение, жанровая гибридность произведений, лирическая ориентация повествования,
драматизация текста и т. д.