Цифровой человек: новый зритель и новый персонаж
Всеволод Вячеславович Коршунов
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Кинозал
2019-03-21
14:10 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Нарратив, кино, цифровой человек.
Тезисы
Цифровая революция изменила
представления человека о мире и его отношения с миром. Гаджет начал
восприниматься как продолжение тела; десктоп превратился в пространство, где
разворачиваются драмы, меняющие жизнь людей; виртуальность вышла за пределы
девайса и стала частью обыденной, «оффлайновой» жизни. Кинематограф последнего
десятилетия активно исследует нового цифрового зрителя и формирует нового
цифрового персонажа. Нелинейность и дискретность восприятия, мультизадачность и
многослойность повествования, предосведомленность аудитории и ее включенность в
действие меняют современное кино, заставляют искать новые нарративные техники и
приемы.
Тимур Бекмамбетов и компания
«Базелевс» («Убрать из друзей», 2015; «Профайл», 2018 и др.) стали пионерами
формата screen life, особенностью которого является то, что действие
разворачивается исключительно на экране компьютера. Зрелищность и
аттракционность на уровне рецепторного насыщения уступают место простым,
узнаваемым действиям, которые зритель повторяет несколько сот раз в день:
перемещение курсора, движение компьютерной мыши, набор текста, переключение вкладок. Поворотными пунктами здесь могут оказаться незначительные в контексте
традиционного кинозрелища события: набор и стирание текста или отправка
сообщения не в то окно. Авторы исследуют зыбкую границу реальности и
виртуальности, экспериментируют с анонимностью цифрового человека, препарируют
иллюзию безопасности, защищенности никнеймом, аватаром, вымышленной биографией.
Спайк Джонз в фильме «Она» (2013)
исследует проективную функцию девайса, показывает цифровое устройство
как способ овнешнения внутреннего мира персонажа, анализирует
зацикленность человека на самом себе при внешней видимости коммуникации
Документальная картина «Зубатка»
(2005) вскрывает мотивы сетевой гиперактивности, обращается к
кинематографической иллюзии проживания нескольких жизней и «комплексу бога».
Интерактивный проект «Все сложно»
(2018) балансирует на грани игрового и научного-популярного, просветительского
фильма, сам проект представляет собой сайт с информационными карточками и
эпизодами романтической истории, выстроенными по принципу многоходового
нарратива.
Все эти проекты не только выстраивают новые модели восприятия, новые системы отношений между фильмом и зрителем, но и конструируют новых героев, отвечающих вызовам дигитального времени.