XLVIII Международная филологическая научная конференция

Интенционал и интегративное тестирование

Любовь Григорьевна Беликова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

У-2
2019-03-20
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

РКИ, интенция, тестирование, интегративный тест, текст, говорение, аудирование.


Тезисы

Единицей обучения и единицей контроля в современной методике преподавания РКИ признан речевой продукт, то есть текст. Среди семи основных тестовых категорий на первом месте стоит интенциональность как совокупность намерений, целей автора текста. Существующая в практике РКИ процедура тестирования предусматривает проверку умений тестируемых выражать соответствующие уровню интенции и распознавать их в тексте в неестественных для коммуникации условиях, в то время как восприятие интенционала связано с анализом всей ситуации общения, с интерпретацией авторских смыслов и воссозданием этих смыслов заново. Чтобы проверить владение интенционалом, необходимо получить от тестируемого речевой продукт (текст), в который в соответствии с правилами русского языка включена лексема, являющаяся языковым выразителем интенции. Снять противоречия между требованиями стандартов (и самой реальностью коммуникации) с одной стороны и практикой тестирования с другой могут так называемые «интегративные тесты», которые используются в практике мирового тестирования для проверки интегративных, то есть взаимосвязанных, знаний, умений. В нашем случае речь идет об интегративном тесте по аудированию и говорению. Практике интегративного тестирования должна предшествовать практика интегративного обучения распознаванию интенций автора текста и создания в результате «распознающей интерпретации» вторичных, но при этом связных, цельных текстов, содержащих номинации распознанных интенций.