XLVIII Международная филологическая научная конференция

В рамках христианской традиции. О текстах двух музыкально-театральных сочинений: «Жанна д’Арк на костре» П. Клоделя — А. Онеггера и «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка

Валентина Владимировна Азарова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2019-03-26
14:10 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Христианство, «Жанна д’Арк на костре», «Диалоги кармелиток».

Тезисы

Тексты крупных музыкально-театральных сочинений: драматической оратории «Жанна д’Арк на костре» П. Клоделя — А. Онеггера и оперы «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка созданы выдающимися французскими композиторами ХХ в. в рамках христианской традиции. Идеи и символы христианства существовали во французском музыкальном театре со времен средневековой постановки миракля «Чудо о Теофиле» парижского трувера Рютбефа.
Художественные интерпретации концептов христианства на протяжении ряда веков обнаруживали качество подвижного взаимодействия с основными тенденциями развития духовной жизни Франции.
Композиторы ХХ в. продолжили традицию воплощения концептов христианства музыкантами XIX в.: Дж. Мейербера, Г. Берлиоза, Ш. Гуно, Ж. Массне, К. Дебюсси. В. д’Энди. Тексты литературно-поэтических концепций названных произведений представляют собой развернутые многоплановые христианские концепции. Особенности художественной формы поэмы П. Клоделя «Жанна д’Арк на костре» обусловлены синтетическим замыслом музыкально-театрального проекта И. Рубинштейн, предназначенного для постановки в театре «Град Опера». Основное место поэмы
П. Клоделя в драматической оратории А. Онеггера и первостепенная значимость музыки в поэме — отличительная особенность явления «действительного синтеза» в музыкально-театральном искусстве ХХ в.
Текст поэмы Клоделя имеет глубинную связь с текстом его драматической мистерии «Благая весть Марии» (1892–1948).
Написанная на текст известного французского мыслителя — католического писателя, журналиста, лектора Ж. Бернаноса опера «Диалоги кармелиток» обнаруживает «христианскую концепцию человека». Семантический контрапункт основных аспектов содержания литературного текста пьесы Бернаноса привел к возникновению идеи синтеза нравственно-психологических и лирико-трагедийных жанровых элементов в музыке оперы Пуленка. Смысловой доминантой оперы является истолкование благодати как основных концептов христианства. Духовное измерение является ведущим семантическим и композиционным аспектом «Диалогов кармелиток». Социально-политическое измерение является важным семантическим аспектом произведения Бернаноса–Пуленка, в котором отражена напряденная атмосфера событий Французской революции (1789–1794) — времени якобинского террора, издания правительственных декретов, упразднивших церкви и монастыри и уничтоживших христианских исповедников (кармелиток).
Беспредельность христианства как общечеловеческого универсума объясняется глубинной общностью произведений А. Онеггера и Ф. Пуленка с «Францисканскими сценами» — оперой «Святой Франциск Ассизский» (1983) О. Мессиана.