Идея французского социализма в русской мысли первой половины XX в.: эволюция восприятия
Людмила Константиновна Рябова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
241
2019-03-22
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Французский социализм, русские мыслители, эмиграция.
Тезисы
Еще во второй половине XIX в. в русской общественно-политической и
философской публицистике стала очевидной непримиримость взглядов сторонников
западного либерализма и тех, кто его неприятие связывал с «французским социализмом», критика которого уже
на рубеже XIX–XX вв. была
достаточно острой, не в последнюю очередь в связи с упрочением позиций
марксизма. В сильных патетических пассажах К. Н. Леонтьева, Ф. М. Достоевского, в
ярком творчестве В. В. Розанова «французский социализм» изначально как протест
против «католической идеи» (Ф. М. Достоевский), понимался как «европейская, очень жесткая,
денежная и расчетливая идея (марксизм)». Французская концепция социализма была
неприемлема для русских мыслителей еще и потому, что предполагала народовластие
и была связана, прежде всего, с констатацией того факта, что социализм как глубокий
насильственный экономический и бытовой переворот представлялся неотвратимым. В
дореволюционный период эта критика была продолжена на страницах изданий философско-религиозной
группы «Путь» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, В. И. Иванов, князь
Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн). Вместе с тем после революции 1917
г. взгляды русских мыслителей, уже в эмиграции, претерпели известную эволюцию, когда
«советский социализм» дал повод для размышлений по поводу проблем западной демократии.
Несмотря на то, что ряд эмигрантских авторов подвергали сомнению основные
догматы демократического символа веры: верховенство народного представительства
и права большинства, тем не менее, касаясь теоретических вопросов экономики и
социальной политики, Францию они определяли как страну социалистическую.