Личность в контексте истории (на материале немецкой драматургии 30–70 гг. XIX в.)
Мария Константиновна Меньщикова
Докладчик
доцент
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
201
2019-03-25
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Немецкая историческая трагедия, личность, историческое событие, героическое,
трагическое, мифологизация.
Тезисы
Немецкая литература 30–70-х гг. XIX в. — период сложного перехода и творческих
исканий, которые были связаны, во-первых, с исторической и политической
ситуацией, а, во-вторых, с переосмыслением и трансформацией существующих эстетических и
художественных принципов. Главным жанром данного периода становится
историческая трагедия. Конфликт в ней, в
основном, определяет соотношение категорий «историческая личность» —
«историческое событие», в котором явный акцент большинство драматургов
ставит на историческую личность. Можно условно выделить несколько типов функционирования
образа исторической личности в трагедии данного периода. Во-первых, нестабильность
политической ситуации, тенденции к объединению приводят к осмыслению универсального архетипического
образа героя-спасителя, образа идеально правителя и национального героя (К. Д.
Граббе, Ф. Геббель, Э. Гейбель, К. Иммерман и др.). Отсюда тяготение к мифоцентризму,
предполагающему гармонизацию хаоса, гиперболизация духовного начала. Во-вторых, историческая личность позиционируется
как манифестация актуальных дискуссионных политических и эстетических вопросов
(К. Гуцков, О. Людвиг, К. Д. Граббе, Г. Бюхнер). Одним из признаков данного типа становится наличие так называемых, по терминологии Вальтера Геерца, «платформ
отражения», особых «текстовых локусов», которые часто не связаны с развитием сюжета, а являются непосредственным изложением философской системы,
социологической или исторической концепции, политического манифеста. Иногда именно персонаж выполняет функцию подобного «текстового
локуса». В-третьих, функцию исторической
личности можно обозначить как «психологическую», т. е. акцентирование под
воздействием исторического события глубинных переживаний, сомнений, стремлений.
В этом случае возможно обращение к категории бессознательного (Г. Бюхнер, Ф. Геббель).
Первые два типа функционирования предполагают изображение героического, часто
мифологизированного характера в контексте истории, третий тип — акцентирует
проблему разграничения и маркирования героя и антигероя. Основными критериями
подобного деления можно считать этический и «онтологический» принципы.
Проблема героического наиболее тесно связана с категорией трагического и мифом, т. к. трагедия рассматривается как наивысшая форма воплощения мифа, а в переломные исторические эпохи, акцентируется чувство трагического. Таким образом, поиск нового героя осуществляется через трагедию, миф и историю.