XLVIII Международная филологическая научная конференция

Художественные концепции «Кармен» — повести П. Мериме и оперы Ж. Бизе в ракурсе эклектизма

Татьяна Юрьевна Боярская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2019-03-26
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Стилистический синкретизм, жанровый синтез, эклектизм, В. Кузен, П. Мериме, Ж. Бизе, эклектика.

Тезисы

Стилистический синкретизм музыки, пения, танца, синтез музыкальных жанров симфонии, большой оперы, комической оперы и испано-цыганского фольклора в сочетании с ориентацией Ж. Бизе (1838–1875, Bizet) на широкий спектр зрительских предпочтений, от профессионалов до любителей, все больше убеждают музыковедов в соответствии художественного метода оперы «Кармен», 1875 («Сarmen») эклектике, направлению в искусстве 50–70-х гг. XIX в. Причастность Бизе этому художественному течению находит подтверждение в переписке композитора, где он часто называет себя эклектиком.
Свое теоретическое обоснование эклектика получила в учении властителя дум эпохи Реставрации (1815–1830) В. Кузена (1792–1867, Cousin), не утратившем популярности вплоть до 70-х гг. Эклектическая философия Кузена опиралась на идею исторической эволюции и психологического метода.
Характерно, что некоторые ее положения - проецирование межличностного конфликта на межэтнический, деление людей и народов на спонтанный и рефлексивный типы, утверждение победы «нового духа» над «старым», — обнаруживают определенное сходство с идейной составляющей повести П. Мериме (1803–1870, Mérimée) «Кармен», 1845 («Carmen»), воплощенной в ее «громоздкой» многослойной структуре.
Известно, что композиционное решение повести, состоящее из путевых замет, этнографического очерка и экзотической новеллы, вызывало недоумение современников писателя, а свободолюбивый характер героини — резкую критику. Достаточно длительным было и неприязненное отношение французов к непривычному построению, «вагнеровскому» звучанию и дерзкому характеру героини оперы «Кармен».
Рассмотрение «Кармен» сквозь призму эклектизма позволит по-новому взглянуть на соотношение оперы Бизе с повестью Мериме, выявив новые грани содержательной формы каждого из этих произведений.