XLVIII Международная филологическая научная конференция

Языковая идеология как категория и парадигма

Марина Михайловна Раевская
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

1000
2019-03-23
11:40 - 12:10

Ключевые слова, аннотация

Языковые идеологии, лингвистические идеологии, языковая культура, язык и социум, языковая политика, лингводидактическая идеология, язык и власть, языковые рынки.

Тезисы

Языковые идеологии — это теоретическая категория, основанная на определении языка как социальной практики, в которой формальное (чисто лингвистическое) измерение языка неразрывно связано с контекстом, в котором оно происходит. При этом язык рассматривается по отношению к социальному контексту не только как производный от него продукт, но и как конституирующая его практика, отвечающая интересам определенных социальных групп и участвующая в организации отношений между обществом и властью. Изучение идеологий языка тесно связано с изучением ментальных установочных паттернов говорящего коллектива (attitudes to language) по отношению к языку, которые представляют собой трехмерную структуру, включающую убеждения (когнитивный компонент), эмоции (аффективный компонент) и языковую практику (поведенческий компонент). В настоящее время изучение социального влияния и экономической ценности языка в зарубежной научной традиции имеет богатую и хорошо известную историю, в которой представлены различные дисциплины и методологические подходы. В отечественной традиции проблематика языковых идеологий еще не получила достаточной научной разработанности: в специализированной литературе представлено несколько работ социологического, социолингвистического и лингвокультурологического характера, в рамках которого получил научную апробацию еще один подход к рассмотрению языковых идеологий в контексте лингводидактической традиции профессионального сообщества и прагматической традиции социума.