Языковая идеология как категория и парадигма
Марина Михайловна Раевская
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
1000
2019-03-23
11:40 -
12:10
Ключевые слова, аннотация
Языковые
идеологии, лингвистические идеологии, языковая культура, язык и социум, языковая
политика, лингводидактическая идеология, язык и власть, языковые рынки.
Тезисы
Языковые идеологии — это
теоретическая категория, основанная на определении языка как социальной
практики, в которой формальное (чисто лингвистическое) измерение языка
неразрывно связано с контекстом, в котором оно происходит. При этом язык
рассматривается по отношению к социальному контексту не только как производный
от него продукт, но и как конституирующая его практика, отвечающая интересам
определенных социальных групп и участвующая
в организации отношений между обществом и властью. Изучение идеологий языка тесно связано с изучением ментальных установочных
паттернов говорящего коллектива (attitudes
to language) по отношению к языку, которые представляют собой трехмерную
структуру, включающую убеждения (когнитивный компонент), эмоции (аффективный
компонент) и языковую практику (поведенческий компонент). В настоящее время изучение социального
влияния и экономической ценности языка в зарубежной научной традиции имеет
богатую и хорошо известную историю, в которой представлены различные дисциплины
и методологические подходы.
В отечественной
традиции проблематика языковых идеологий еще не получила достаточной научной
разработанности: в специализированной литературе представлено несколько работ
социологического, социолингвистического и лингвокультурологического характера,
в рамках которого получил научную апробацию еще один подход к рассмотрению
языковых идеологий в контексте лингводидактической традиции профессионального
сообщества и прагматической традиции социума.