Национальное своеобразие македонского постмодернизма
Алла Геннадьевна Шешкен
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
211
2019-03-26
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Vакедонская литература, постмодернизм, Борхес, фольклорные образы, Марко Крале, мотивы народной сказки.
Тезисы
Постмодернизм
как литературное направление играл
важную роль в развитии македонской
литературы последних десятилетий ХХ
в. Он обогатил национальное искусство
слова в жанровом и стилистическом
отношении.
Македонский постмодернизм
складывался в непосредственном контакте
с сербским постмодернизмом. Первые
опыты постмодернистской прозы встречаются
в середине 1960-х гг. в новеллистике
М. Маджункова и романе В. Урошевича «Вкус
персиков» (1965). Однако только в 1980-е гг.
постмодернизм оформился в македонской
литературе как направление (манифест
«На шаг от слова» (1980) Л. Димитровского,
М. Линдро и Д. Коцевского). Македонские
«борхесианцы» 1980–1990-х гг, имели
филологическое образование и творили
«под сенью библиотеки»
(А. Прокопиев,
Я. Владова, Д. Дурацовский, В. Андоновский,
С. Мицкович и др.). Их произведения имеют
основные свойственные постмодернизму
типологические черты, в том числе особую
популярность приобретают мотивы
потерянной/найденной рукописи, библиотека
как лабиринт и др.
Интерес
к
историческому прошлому своего народа — одна из отличительных черт македонского
постмодернизма, как и обращение к
фольклорной традиции (мотивы
народной сказки, образ Марко Крале и
др.). Постмодернистский вариант истории
Македонии почти всегда отличается от
официальной версии, что объясняется
отношением этого направления к реальности:
реальности, как и прошлого и будущего,
единой для всех не существует,
следовательно, возможен мультиперспективизм
истории (С. Мицкович, В. Андоновский,
В. Манчев, Б. Миневский).
В
1990-е гг., несмотря на общие успехи
постмодернистских текстов, у македонских
писателей появляются первые признаки
исчерпанности постмодернистского
видения мира (М. Манчевский: «искусство
— не игра, искусство — это мука»). В
2000-е гг. были опубликованы произведения, где
пародируются принципы постмодернистской
поэтики (повесть-сказка «Невеста змея»
В. Урошевича). Литература начинает искать
новые художественные ориентиры.