Грамматический и поэтический субъект в современной русской поэзии
Марина Юрьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
195
2019-03-22
16:00 -
16:25
Ключевые слова, аннотация
Русская поэзия, грамматика, категория лица, субъект, время, модальность, локативность.
Тезисы
Категория субъекта, которая является, с одной стороны, фундаментом
предикативности, с другой — базовой категорией лирической поэзии,
выражается в русской морфологии глагольными и местоименными формами 1, 2 и 3
лица, а в синтаксисе обнаруживает гораздо более богатый план выражения, далеко
выходящий за пределы глагольных окончаний лица и парадигмы личных и
притяжательных местоимений, и план содержания, включающий вторичные значения
личных форм, неопределенность и обобщенно-личность,
неопределенно-предметность, инволюнтивность, категорию «свой — чужой» и т. п. Из двух подходов
к грамматической категории лица (формально-морфологического и коммуникативно-функционального) только второй релевантен для анализа
лирической поэзии и обеспечивает построение «грамматики поэзии» не как
грамматики искажений и отклонений от системы общенационального языка, но как
функционально обусловленного набора ее реализаций. Смена или сохранение личных
форм и субъектных планов в тексте стихотворения, очевидность или
амбивалентность «претендента» на то или иное слово в поэтическом высказывании —
рефлексируемые авторами инструменты порождения смыслов. В докладе эти положения
доказываются на материале современной русской поэзии, субъект которой
характеризуется как
«скользящий»,
«распыляющийся», «номадический», «кинематографический», «фиктивный»,
«самосоздающий», «виртуальный», «плавающий»
(термины
из докладов конференции «Типы субъекта и способы его репрезентации в новейшей
поэзии (1990‒2015)», прошедшей в Институте языкознания РАН в 2016 г. http://www.ruslang.ru/doc/nafata.pdf).
Грамматическая
категория лица участвует в реализации всех типов авторских стратегий, по О. Г.
Ревзиной (когнитивной, коммуникативной, интертекстуальной и
структурно-семантической). Противоречия между стабильностью грамматической системы языка и постоянной изменчивостью смыслов, в том числе субъектных, поэтического текста не возникает. В докладе на примере текстов В. Строчкова, Б. Кенжеева, Н. Сафонова и других современных поэтов демонстрируется, что новые смыслы
эпохи, ее «внутренний мир», создаются не только за счет селекции и комбинации
лексики, для которой грамматика предоставляет всего лишь стабильный каркас. Новая
эпоха — это всегда сочетание нового предметного мира и нового взгляда на мир, и
грамматические средства играют важную роль в перестройке отношений и
варьировании дистанции между «я», «ты» и «он», «свое» и «чужое», «объективное»
и «субъективное», «реальное».
Грамматическая
категория лица совместно с категориями времени, модальности и локативности
выступает как инструмент структурирования и организации мира в этой
координатной сетке.