Драматургия и театральная критика в журнале «Литературное обозрение» (1936–1941)
Татьяна Викторовна Левченко
Докладчик
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Москва), лаборатория изучения творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXIвв
129
2019-03-27
12:00 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
Журнал «Литературное
обозрение», Федор Левин, театральная
критика.
Тезисы
Литературно-критический
журнал «Литературное обозрение»,
начавший выходить в 1936 г. как двухнедельное
приложение к журналу «Литературный
критик», первые годы своего существования
практически не обращался на своих
страницах к рецензированию публикуемых
в журналах или отдельных изданиях
советских и зарубежных пьес, хотя на
страницах самого «Литературного
критика» регулярно печатались статьи
о театральных постановках и о шедеврах
мировой драматургии ведущих театральных
критиков Ю. Юзовского, Г. Бояджиева,
И. Альтмана, А. Гурвича и др. Однако в 1938
г. ситуация изменилась. Сначала в №
11–20 «Лит. обозрения» появилось несколько
рецензий (в том числе А. Платонова,
С. Гехта, М. Левидова и др.) на пьесы
современных авторов. А в №21 уже весь
раздел «Советская литература» журнала
был полностью отдан критическому разбору
пьес «Серебряная падь» Н. Погодина
(Ф. Левин), «Половчанские сады» и «Волк»
Л. Леонова (С. Гехт), «Таня» А. Арбузова
(М. Левидов), «Шел солдат с фронта»
В. Катаева (В. Гурилев), «Ключи от Берлина»
К. Финна и М. Гуса (И. Дунайский). В номер
так же вошла большая статья известного
актера Вахтанговского театра А. Горюнова,
посвященная 40-летию МХАТа. Но главное,
читателям было специально объявлено,
что «с этого номера редакция включает
в число рецензируемых ею произведений
также и пьесы советских драматургов,
поставленные и готовящиеся к постановке
в текущем театральном сезоне». Подобная
декларативность отвечала идеологическими
установкам и запросам времени. После
разгрома в январе 1938 г. театра Мейерхольда,
коллективы ведущих театров Москвы
неизменно повторяли в своих заявлениях,
поддерживающих это «своевременное
решение Всесоюзного комитета по делам
искусств»: «Будем неуклонно строить наш
репертуар так, чтобы в нем преобладающую
роль играла советская драматургия» (Вахтанговский театр); «Репертуар
в основном должен состоять из советских
пьес, дающих верное представление
о советской действительности,
раскрывающих образ нового советского
человека, связывающих театр с великим
социалистическим строительством» (Камерный театр) и т. д. («Советское
искусство» 10.01.1938). Но в то же время,
существовали внутренние редакционные
причины подобного интереса к современной
театральной критике и драматургии. Они
были связанны с приходом на постоянную
работу в оба журнала литературного
критика Ф. М. Левина (1901–1972). Рецензии и
статьи Левина регулярно печатались на
их страницах с самых первых номеров, но
именно летом 1938 г. он становится
заместителем главного редактора «Лит.
критика» философа М. Розенталя и сменяет
его на посту главного редактора «Лит.
обозрения». Материалы архива Левина
позволяют полнее оценить и выбор
произведений для критического анализа
и его последствия.