Фердинандо Моретти при Русском дворе и реформа opera seria
Bella Brover-Lubovsky
Докладчик
профессор
Jerusalem Academy of Music and Dance Israel
Jerusalem Academy of Music and Dance Israel
129
2019-03-25
11:10 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
Итальянская опера, либреттоведение, Фердинандо Моретти, Пьетро Метастазио, Джузеппе Сарти, Доменико Чимароза, Виченте Мартин и Солер.
Тезисы
Творчество Миланского поэта Ф. Моретти (???–1807,
Moretti), мало
известно как у него на родине, в Италии, так и в России, где он прослужил более
двадцати лет. Его дебют в качестве либреттиста в Ла Скала с оперой «Idalide [ossia la vergine del sole]» 08.01.1783, с музыкой Д. Сарти (1729–1802, Sarti) и сценическим оформлением Пьетро Гонзага (1750–1831, Gonzaga), стал сенсацией сезона; «Idalide» ставилась во многих театрах Европы, а также была положена на музыку Л. Керубини (1760–1842, Cherubini), Ф. Бьянки (1752–1810, Bianchi) и Д. Чимароза (1749–1801, Cimarosa). Основанный на новелле Мармонтеля (1723–1799, Marmontel) «Les Incas» (1777), текст либретто воссоздавал эффектные зрелища, экзотический
колорит и отличался гибкостью в использовании оперных форм.
Последующие
работы Моретти для Милана («Ademira», «Ariarate», «Alcinda», «Antioco» и др.) закрепили его репутацию автора ревизионистских
текстов, подобно М. Верадзи (1730–1794, Verazi), К. И. Фругони (1692–1768, Frugoni), Г. Серторy (1760–1805, Sertor) и А. Сографи (1759–1818, Sografi) c их интересом к
сценическим смертям и природным катаклизмам, объединению вокальных номеров и
диалогов в крупные сцены и упразднению конвенциональной выходной арии (aria di sortita).
Хотя с переездом в Россию (1785) и служебными обязанностями придворного поэта Моретти
в основном сочинял тексты пасторальных панегирических кантат для исполнения ‘при
столе’, с музыкой Сарти, Чимарозы и В. Мартин-и-Солера (1754–1806, Martín y Soler), его оперные
либретто продолжили пост-Метастазианскую реформу с ее тенденцией к зрелищности
и использованию крупных сценических блоков.
Основываясь на
четырехтомном издании его поэзии (Ст. Петербург: Типография Академии художеств,
1797) и письмах из частной коллекции, я анализирую реформаторские черты в его
оперных либретто Русского периода.