«Верхи не могут, низы не хотят»: поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации» как инструмент разрешения этноязыкового конфликта
Михаил Александрович Марусенко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
1000
2019-03-23
10:40 -
11:10
Ключевые слова, аннотация
Языковая политика, этнокультурная парадигма, национально-функциональная парадигма, этноязыковая ситуация, языковое строительство.
Тезисы
В 2017 г. окончательно
определился радикальный разворот языковой политики Российской Федерации: всем стало
очевидно, что прежняя этнокультурная парадигма, реализуемая с 1920-х гг., не
устраивает ни власти, ни население. В ней языки рассматривались, прежде всего,
с точки зрения сохранения языкового разнообразия. Сохранение этого разнообразия,
укрепление этнических идентичностей, этнических языков и этнических культур
считалось главной задачей ученых, политиков и лидеров языковых сообществ во
всем мире и, в частности, в бывших республиках СССР. В России проблема языковых
меньшинств в последние годы приобрела особенно острый характер из-за осознания
растущей опасности исчезновения многих миноритарных языков и выдвижения многими
национальными меньшинствами требований признания своих языковых идентичностей.
Протесты
правозащитников, экспертов, учащихся и их родителей, обращавших внимание на
положение русского языка в национальных республиках, особенно, в сфере
образования, начавшиеся в 2015 г., наконец вызвали ответную реакцию у
руководства страны. В обращениях к президенту говорилось, что русские и русскоязычные дети, живущие в национальных
республиках, лишены существенных прав и свобод, которыми имеют счастье
пользоваться такие же русские и русскоязычные дети, не проживающие в
национальных республиках России.
Озабоченность
положением русского языка в этих регионах неоднократно высказывал Президент
Российской Федерации В. В. Путин, председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко,
министр образования и науки О. Ю. Васильева.
Все это привело к внесению изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ, которые вызвали бурные
дискуссии в ряде субъектов Российской Федерации. Такая ситуация однозначно свидетельствует о том, что
российское общество и государство в целом уже совершили переход к новой
парадигме языковой политики — национально-функциональной, которая на протяжении
почти полувека реализуется во многих мультиэтнических и мультиязычных
государствах, к которым относятся, например, все страны БРИКС и так называемые
«новые азиатские тигры», и которая позволила им добиться значительных успехов в
экономическом и социальном развитии.