Дон Кихот — испанский герой советского кинематографа эпохи Оттепели
Александра Андреевна Асонова
Докладчик
магистр истории СПбГУ, свободный исследователь
129
2019-03-22
14:50 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Дон Кихот, Козинцев, советский кинематограф, образ Испании, советский кинематограф.
Тезисы
Кинематограф в сталинское время
был насыщен дискурсом героизма, главным героем хотели видеть «собирателя земель
русских» и «защитника» (фильмы «Александр Невский», два «Ивана Грозных»
Эйзенштейна и Пырьева). После смерти Сталина и начала оттепели политика в
области кинематографа резко меняется. На первый план выходят новые темы и новые
герои. Одним из них стал дон Кихот Ламанчский (1957). Главный герой,
практически невозможный еще буквально 5 лет назад: пожилой старик,
представляющий себя рыцарем, нападающий на тазы и ветряные мельницы, появился
на советских экранах.
Стоит отметить, что главную роль рыцаря печального образа исполнил Николай Черкасов, который и воплощал в сталинский период на экранах Александра Невского и Ивана Грозного. Эта удивительная смена парадигм напоминает и исторический путь самого романа, который традиционно в общих чертах трактуется как пародия на рыцарские романы, но при более тщательном рассмотрении исследователи отмечают его глубокое философское содержание.
В нашем докладе будет проведен анализ литературного и режиссерского сценариев картины, а также отзыва научного консультанта фильма для более подробного анализа замысла авторов картины, которые стремились эти фильмом передать в постсталинский период гуманистический посыл Мигеля Сервантеса.
Стоит отметить, что главную роль рыцаря печального образа исполнил Николай Черкасов, который и воплощал в сталинский период на экранах Александра Невского и Ивана Грозного. Эта удивительная смена парадигм напоминает и исторический путь самого романа, который традиционно в общих чертах трактуется как пародия на рыцарские романы, но при более тщательном рассмотрении исследователи отмечают его глубокое философское содержание.
В нашем докладе будет проведен анализ литературного и режиссерского сценариев картины, а также отзыва научного консультанта фильма для более подробного анализа замысла авторов картины, которые стремились эти фильмом передать в постсталинский период гуманистический посыл Мигеля Сервантеса.