«Макунаима» Мариу де Андраде: герой и антигерой в бразильской литературе
Андрей Павлович Жуков
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2019-03-26
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Бразилия,
мифология, Мариу де Андраде, Макунаима, роман, пикаро.
Тезисы
Место романа «Макунаима:
герой, лишенный характера» в творчестве Мариу де Андраде (1893–1945), бразильского
писателя, музыковеда, фольклориста.
Образ главного героя романа. Макунаима — одновременно герой и антигерой в бразильской литературе. Собирательность образа. История его рождения и имени. С одной стороны, это «живой» человек, имеющий свой характер. Вместе с тем его характер формируется всем процессом повествования, которое выстраивается таким образом, что не создает цельного образа, у него отсутствует характер, что указано уже в названии романа.
Связь романа и образа Макунаимы с традицией испанского (европейского) плутовского романа. Традиции европейской пикарески. Сочетание трагического и комического, внимание к низким проявлениям жизни. Плут — антигерой, трикстер. Социально-критический аспект повествования — то, что лежит на поверхности, более глубинная связь — с мифологическими и фольклорными аспектами. Макунаима может, подобно испанскому Ласарильо с Тормеса, уподобляться травестированному образу умирающего и воскресающего божества (в романе Макунаима «умирает» дважды), не иметь поэтому четкой привязанности к конкретному месту и материальному миру. При этом Макунаима остается привязанным к миру материальному, где разворачиваются все его похождения, которые могли бы продолжаться и продолжаться.
Важно, что Макунаима — это тот герой, который представляет бразильский народ во всей его сложности и неоднозначности: его характер одновременно совмещает в себе черты коренного населения Бразилии (индейцев), афро-американцев и европейцев.
Образ главного героя романа. Макунаима — одновременно герой и антигерой в бразильской литературе. Собирательность образа. История его рождения и имени. С одной стороны, это «живой» человек, имеющий свой характер. Вместе с тем его характер формируется всем процессом повествования, которое выстраивается таким образом, что не создает цельного образа, у него отсутствует характер, что указано уже в названии романа.
Связь романа и образа Макунаимы с традицией испанского (европейского) плутовского романа. Традиции европейской пикарески. Сочетание трагического и комического, внимание к низким проявлениям жизни. Плут — антигерой, трикстер. Социально-критический аспект повествования — то, что лежит на поверхности, более глубинная связь — с мифологическими и фольклорными аспектами. Макунаима может, подобно испанскому Ласарильо с Тормеса, уподобляться травестированному образу умирающего и воскресающего божества (в романе Макунаима «умирает» дважды), не иметь поэтому четкой привязанности к конкретному месту и материальному миру. При этом Макунаима остается привязанным к миру материальному, где разворачиваются все его похождения, которые могли бы продолжаться и продолжаться.
Важно, что Макунаима — это тот герой, который представляет бразильский народ во всей его сложности и неоднозначности: его характер одновременно совмещает в себе черты коренного населения Бразилии (индейцев), афро-американцев и европейцев.