Фотографический бриколаж как основа создания художественного произведения (на примере романов В. Г. Зебальда «Кольца Сатурна» и «Аустерлиц»)
Наталья Михайловна Зозуля
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-03-23
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Винфрид Георг Зебальд, фотография, память, «Аустерлиц»,
«Кольца Сатурна», нарратив, визуальные вставки, травма.
Тезисы
В докладе поднимается вопрос о способе,
используемом немецким писателем и литературоведом В. Г. Зебальдом (W. G.
Sebald, 1944–2001), для создания
художественных произведений. Как известно, проза Зебальда, исполненная в духе
постмодернизма, включает в себя множество визуальных вставок, большая часть из
которых — фотографии. Исследователи творчества Зебальда уделяют внимание данной
особенности прозаических произведений немецкого писателя (А. К. Хилленбах, А.
Тишель, К. Кавашима, У. Розе и т. д.). Впрочем, как правило, фотографию в текстах
Зебальда принято рассматривать в качестве документа или иллюстрации,
подтверждающей слова нарратора. Некоторыми литературоведами отмечается также
способность визуальных вставок замедлять или прерывать ход повествования.
Однако подробного исследования, направленного на освещение всех возможных аспектов
фотографических вставок и их интеграцию с текстом, до сих пор не было
предпринято ни в российском, ни в западном литературоведении. Задача данного
доклада заключается в демонстрации функциональности фотографии как отправной
точки для выстраивания нарратива.
В данном докладе представлен анализ
фотографических вставок в последних романах Зебальда «Кольца Сатурна» и
«Аустерлиц» исходя из их сюжетообразующей функции. Включение фотографий в текст
художественного произведения является для писателя своеобразным актом спасения
забытых и никому не нужных снимков и поводом поговорить о релевантных для него
темах памяти, воспоминания и травмы. Подкрепляя имеющиеся в его коллекции
фотографии соответствующей историей, автор создает такое сочетание текста и
изображения или, иными словами, такой иконотекст, в рамках которого не
представляется возможным выделить более значимое его составляющее. Проведенный
анализ фотографических вставок позволил определить нарратологическую ценность
фотографий в литературных работах Зебальда и способы их взаимодействия с
текстом и друг с другом.