XLVIII Международная филологическая научная конференция

Фотографический бриколаж как основа создания художественного произведения (на примере романов В. Г. Зебальда «Кольца Сатурна» и «Аустерлиц»)

Наталья Михайловна Зозуля
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2019-03-23
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Винфрид Георг Зебальд, фотография, память, «Аустерлиц», «Кольца Сатурна», нарратив, визуальные вставки, травма.

Тезисы

В докладе поднимается вопрос о способе, используемом немецким писателем и литературоведом В. Г. Зебальдом (W. G. Sebald, 1944–2001), для создания художественных произведений. Как известно, проза Зебальда, исполненная в духе постмодернизма, включает в себя множество визуальных вставок, большая часть из которых — фотографии. Исследователи творчества Зебальда уделяют внимание данной особенности прозаических произведений немецкого писателя (А. К. Хилленбах, А. Тишель, К. Кавашима, У. Розе и т. д.). Впрочем, как правило, фотографию в текстах Зебальда принято рассматривать в качестве документа или иллюстрации, подтверждающей слова нарратора. Некоторыми литературоведами отмечается также способность визуальных вставок замедлять или прерывать ход повествования. Однако подробного исследования, направленного на освещение всех возможных аспектов фотографических вставок и их интеграцию с текстом, до сих пор не было предпринято ни в российском, ни в западном литературоведении. Задача данного доклада заключается в демонстрации функциональности фотографии как отправной точки для выстраивания нарратива. В данном докладе представлен анализ фотографических вставок в последних романах Зебальда «Кольца Сатурна» и «Аустерлиц» исходя из их сюжетообразующей функции. Включение фотографий в текст художественного произведения является для писателя своеобразным актом спасения забытых и никому не нужных снимков и поводом поговорить о релевантных для него темах памяти, воспоминания и травмы. Подкрепляя имеющиеся в его коллекции фотографии соответствующей историей, автор создает такое сочетание текста и изображения или, иными словами, такой иконотекст, в рамках которого не представляется возможным выделить более значимое его составляющее. Проведенный анализ фотографических вставок позволил определить нарратологическую ценность фотографий в литературных работах Зебальда и способы их взаимодействия с текстом и друг с другом.