Стратегии солидаризации и критики в экспертном академическом дискурсе
Сергей Трофимович Нефёдов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
212
2019-03-20
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Экспертный научный дискурс, научная рецензия, коммуникативная стратегия солидаризации, коммуникативная стратегия критического оценивания, экспертно-оценочный текст, оценочность.
Тезисы
Экспертная оценка научных работ играет важную роль в
научной профессиональной коммуникации. Для этих целей научное сообщество
выработало специальные текстовые формы экспертного оценивания, закрепленные
устойчивым употреблением языка в соответствующих научно-исследовательских
коммуникативных практиках. К ним относятся такие типы текста, как рецензии на
научные монографии и статьи, отзывы на научно-квалификационные работы, заключения
о полученных результатах исследования и их теоретической и практической
значимости, научные рекомендации и целый ряд других типов экспертно-оценочного
текста. Главным текстообразующим признаком такого рода текстов выступает
оценочность. Она обнаруживает себя не только в высказываниях с эксплицитными
оценочными элементами, но выявляется также в скрытых формах на фоне
взаимодействия авторских утверждений с контекстом.
Цель доклада — на материале научных рецензий по
лингвистике представить наиболее типичные стратегии оценивания: стратегию
солидаризации и стратегию критической оценки в их прямых и скрытых формах.
Примененный метод лингвистической реконструкции позволил через язык
(лексические и грамматические средства) смоделировать конкретные экспертно-оценочные
ситуации с их участниками и внешними обстоятельствами, выявить теоретические
позиции автора рецензии и рецензируемого автора, объяснить
коммуникативно-прагматическую специфику приемов солидаризации и критического
оценивания в проекции на общепринятые дискурсивные нормы научного общения.