Критерии оценивания сформированной межкультурной компетенции в рамках метода культурного ассимилятора в курсе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе
Михаил Яковлевич Креер
Докладчик
доцент
Финансовый Университет при правительстве России (Санкт-петербургский филиал)
Финансовый Университет при правительстве России (Санкт-петербургский филиал)
У-2
2019-03-18
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
«Культурный
ассимилятор», межкультурная компетенция, национально-культурный стереотип,
обучающий метод, критерии.
Тезисы
Формирование межкультурной, этнокультурной компетенции студентов в рамках
курса иностранного языка является важной задачей. С учетом ограниченности объема учебных часов в
соответствии с программой преподавания иностранного языка, а также того, что отдельных занятий по
межкультурной коммуникации в неязыковом вузе не ведется, речь может идти о внесении отдельных
элементов формирования межкультурной компетентности в рамках решения
прагматических задач основного и профессионального курсов. Цель преподавателя — не только
обучать лексико-грамматическим особенностям иного языка, но и освоить жизненные ситуации с точки зрения
представителей иных культур, видеть картину мира «сквозь чужие фильтры».
Методы обучения с элементами межкультурной коммуникации обозначены
американским ученым Р. Альбертом, а
также поднимались А. А. Леонтьевым и другими зарубежными и отечественными
лингвистами.
В данном исследовании мы представляем один из популярных в последнее
время методов — метод «культурного
ассимилятора». Культурные ассимиляторы представляют собой «конструкторы набора
жизненных ситуаций, в которых взаимодействуют персонажи различных культур и
происходит практическое проигрывание ситуаций в письменной или устной форме. Подбираются
такие ситуации, в которых в крайней степени выражены различия между культурами,
раскрываются национально-культурные
стереотипы, обычаи, особенности невербальных средств коммуникации.
Далее предлагаются результаты экспериментального исследования, проведенного на кафедре «Иностранные языки»
Санкт-Петербургского филиала Финансового Университета при Правительстве РФ в 2015–2018 гг., где
разработана модель исследования «культурного ассимилятора», сочетающая
количественные методы, направленные на исследование основной выборки, и
качественные методы — для более
глубокого понимания исследуемых феноменов в группе студентов, изучающих
иностранные языки. Были выбраны две основные группы по 50 человек: контрольная
и экспериментальная, что дало возможность получить сопоставимые результаты эффективности применения метода «культурного
ассимилятора».
В докладе подробно описывается метод «культурного ассимилятора» как
обучающего метода межкультурного взаимодействия, предлагаются примеры
«культурных ассимиляторов» как на английском (основном) иностранному языке, так
и на немецком (втором).
Далее приводится шкала критериев оценивания одного из вариантов
«культурного ассимилятора» — «проведение переговоров» и делаются выводы об
улучшении показателей в группах с использованием данного метода.