Синонимический ряд русских глаголов изменения количественного признака с доминантой «усиливать» (лингвометодический аспект)
Юй Сунь
Докладчик
аспирант
СПбГУ, филологический факультет
СПбГУ, филологический факультет
ауд. 215-А
2018-04-20
13:05 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен описанию особенностей семантики и
функционирования глаголов изменения количественного признака в современном
русском языке. Главное внимание уделяется анализу семантики единиц, входящих в
синонимический ряд с доминантой увеличивать, с целью семантизации
данных глаголов в иностранной аудитории.
Тезисы
В докладе рассматриваются особенности семантики
и функционирования единиц лексико-семантической группы (ЛСГ) русских глаголов,
которые называют изменения количественного состояния, например усиливать,
приумножать, удваивать, удлинять и др.
Одним из наиболее рациональных путей описания функционально-семантических характеристик глагола является анализ синонимических рядов отдельных ЛСГ. В практике преподавания русского языка как иностранного ЛСГ признается одной из основных форм группировки лексики как наиболее яркое выражением ее системности. Глаголы изменения количественного признака, входя в лексико-семантические объединения глаголов качественного состояния, являются ядерными для русского языка, что определяет актуальность исследования. По нашим данным, эти глаголы составляют ЛСГ, насчитывающую более 70 единиц. В состав группы входят несколько синонимических рядов, единицы которых имеют различия в лексическом значении, синтагматических и парадигматических связях, зачастую стилистически маркированы.
В сообщении будет представлен анализ глаголов, которые входят в синонимический ряд с доминантой «увеличивать» и которые объединяются интегральной семой «увеличение количественного признака»: приумножать, удваивать, усиливать, удлинять, придавать, наращивать, надстраивать, усугублять.
Данные синонимы отличаются друг от друга и от доминанты наличием следующих дифференциальных сем: «увеличивать что-л. в несколько или во много раз, делать более сильным, множественным, значительным и т. п.», «увеличивать что-л. вдвое, в два раза, добавив такое же количество чего-л. к уже имеющемуся», «увеличивать силу, степень проявления чего-л.», «увеличивать что-л. на некоторый отрезок или некоторую величину, делать больше в длину или дольше во времени», «увеличивать, усиливать в ком-, чем-л. какие-л. качества или чувства», «увеличивать что-л. в длину или высоту прибавлением чего-л.», «увеличивать какое-л. здание, сооружение в высоту прибавлением, пристройкой чего-л.» и «увеличивать силу, степень проявления какого-л. отрицательного качества, свойства, положения вещей и т. п.».
Глаголы, входящие в данный синонимический ряд, отличаются парадигматическими и синтагматическими связями, а также ситуациями их употребления. Исследование проводилось на материале художественных и публицистических текстов, взятых из Национального корпуса русского зыка. Полученные результаты функционально-семантического анализа русских глаголов, образующих данный синонимический ряд, могут быть использованы при семантизации данных единиц в иностранной аудитории.
Одним из наиболее рациональных путей описания функционально-семантических характеристик глагола является анализ синонимических рядов отдельных ЛСГ. В практике преподавания русского языка как иностранного ЛСГ признается одной из основных форм группировки лексики как наиболее яркое выражением ее системности. Глаголы изменения количественного признака, входя в лексико-семантические объединения глаголов качественного состояния, являются ядерными для русского языка, что определяет актуальность исследования. По нашим данным, эти глаголы составляют ЛСГ, насчитывающую более 70 единиц. В состав группы входят несколько синонимических рядов, единицы которых имеют различия в лексическом значении, синтагматических и парадигматических связях, зачастую стилистически маркированы.
В сообщении будет представлен анализ глаголов, которые входят в синонимический ряд с доминантой «увеличивать» и которые объединяются интегральной семой «увеличение количественного признака»: приумножать, удваивать, усиливать, удлинять, придавать, наращивать, надстраивать, усугублять.
Данные синонимы отличаются друг от друга и от доминанты наличием следующих дифференциальных сем: «увеличивать что-л. в несколько или во много раз, делать более сильным, множественным, значительным и т. п.», «увеличивать что-л. вдвое, в два раза, добавив такое же количество чего-л. к уже имеющемуся», «увеличивать силу, степень проявления чего-л.», «увеличивать что-л. на некоторый отрезок или некоторую величину, делать больше в длину или дольше во времени», «увеличивать, усиливать в ком-, чем-л. какие-л. качества или чувства», «увеличивать что-л. в длину или высоту прибавлением чего-л.», «увеличивать какое-л. здание, сооружение в высоту прибавлением, пристройкой чего-л.» и «увеличивать силу, степень проявления какого-л. отрицательного качества, свойства, положения вещей и т. п.».
Глаголы, входящие в данный синонимический ряд, отличаются парадигматическими и синтагматическими связями, а также ситуациями их употребления. Исследование проводилось на материале художественных и публицистических текстов, взятых из Национального корпуса русского зыка. Полученные результаты функционально-семантического анализа русских глаголов, образующих данный синонимический ряд, могут быть использованы при семантизации данных единиц в иностранной аудитории.